"Это ничем не обоснованное решение представляется тем более странным, что всего за несколько недель данное судно заходило в финские порты в рамках международной регаты больших парусных судов", - прокомментировала ситуацию Захарова.
В Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота до сих пор не получили официального письменного отказа от финских властейв посещении "Крузенштерном" порта Мариенхамн. Однако российское консульство в Финляндии уже сообщило о запрете финских властей, поэтому парусник поменял маршрут - вместо Аландских островов он отправится в немецкий город Росток. Об этом "Фонтанке.fi" рассказали в пресс-службе академии. В порту Варнемюнде, расположенном на севере города, "Крузенштерн" простоит с 18 до 20 сентября. После этого он вернётся в Калининград.
28 августа стало известно о том, что Генеральный штаб Сил обороны Финляндии запретил российскому паруснику "Крузенштерн" заходить в порт Мариенхамн 18-20 сентября. Финские СМИ связали это с предстоящими учениями России и Белоруссии "Запад-17".
Достаточных юридических оснований для воспрепятствования захода "Крузенштерна" в порт Аландов не видит и юрист по морскому праву Игорь Калинин. "Мариенхамн не является закрытым портом для захода судов под иностранным флагом. "Крузенштерн" - это российское гражданское учебное судно. Подготовка кадетов на борту, на что указывают некоторые СМИ, тоже не может быть основанием для отказа. Во-первых, кадетские учебные заведения не готовят военнослужащих, это те же школьники. Во-вторых, заход не только кадетов, но и курсантов на борту учебных парусных судов и яхт в иностранные порты и их участие в международных регатах является распространённой международной практикой. Для учебных кораблей вообще не должно быть ограничений для захода. К примеру, в Петербург во время регаты The Tall Ships Races в 1996 и 2007 годах приходили учебные парусные суда и яхты, принадлежащие бразильским, польским, итальянским, американским военно-морским училищам. В Соглашении между СССР и Финляндией от 11 октября 1940 года и Соглашении о перемирии СССР и Великобритании с Финляндией от 10 февраля 1947 года, установивших статус Аландских островов как демилитаризованной зоны, нет ничего, что бы препятствовало заходу учебного иностранного парусного судна в воды Аландских островов", - рассказал Игорь Калинин в комментарии "Фонтанке.fi".
По мнению юриста, решение носит "скорее политический, а не правовой характер". "Когда появится официальный письменный отказ на заход парусника "Крузенштерн", то интересно узнать официальные основания для отказа. Подобные действия провоцируют Россию на ответные меры в отношении учебных судов под финским флагом, что негативно скажется на наших двусторонних отношениях и на развитии морского туризма, яхтинга между нашими странами", - считает эксперт.
В Силах обороны Финляндии ситуацию не комментируют.
114-метровый учебный четырёхмачтовый барк «Крузенштерн», построенный в Германии в 1926 году и спущенный на воду под именем «Падуя», с 1991 года принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, порт приписки – Калининград. Множество раз участвовал в международных регатах и занимал призовые места. В Финляндии в июле 2017 года в рамках регаты The Tall Ships Races побывал в портах Котки и Турку.