В Северной столице открылся интернет-магазин по продаже автомобилей – Carmart. Его создатель рассчитывает покорить рынки не только Петербурга и Москвы, но и США и Китая. Продавать пока что будут Ford, Hyundai, Suzuki, Honda и Mitsubishi. Другие участники рынка также экспериментируют с онлайн-сервисами, но сомневаются, что на чистых интернет-продажах возможно заработать. Подобный опыт есть у американских Tesla и Amazon, но отечественный покупатель к такой модели еще не готов, считают эксперты.
Создателем проекта Carmart выступил петербургский автодилер «Максимум». Как рассказал его генеральный директор Вадим Арустамян, сервис позволяет приобрести автомобиль, ни разу не появляясь в салоне. На сайте можно не только выбрать машину, но и рассчитать ее стоимость с помощью интеллектуального калькулятора. «Это наше ноу-хау, которое учитывает актуальные предложения банков по кредитам и программы господдержки», – заявляют создатели проекта. Согласование кредита тоже происходит онлайн, а для подписания документов сотрудники банка приедут домой к клиенту. После оплаты новую машину подвезут на специальном эвакуаторе. География доставки – Петербург и Ленинградская область в пределах 100 км от улицы Руставели, где располагаются дилерские центры холдинга.
Продаваться в Carmart будут Ford, Hyundai, Suzuki, Honda и Mitsubishi. На старте проекта в наличии более 500 машин. Также магазин будет предлагать подержанные автомобили – их перед покупкой привезут клиенту, чтобы он ознакомился с состоянием.
Carmart рассчитан на представителей так называемого поколения Y – то есть людей, которые родились после 1985 года и не мыслят свою жизнь без Интернета. «Наши потенциальные покупатели – люди среднего достатка, 25-35 лет, интеллектуальных специальностей, которые уже привыкли покупать онлайн бытовую технику или одежду, – заявил Вадим Арустамян. – С этой точки зрения новый автомобиль ничем не отличается от холодильника или телевизора. Он не является уникальным товаром, а значит его можно покупать без личного осмотра».
По его словам, интернет-сервисы по реализации подержанных машин распространены в Европе и США. Новые машины онлайн продает только американский производитель Tesla, подчеркивает Вадим Арустамян. Также у бренда Seat есть опыт сотрудничества с интернет-магазином Amazon.
Главным преимуществом онлайн-покупки машины, по мнению создателей, будет экономия времени. Так, совершить заказ на Carmart можно будет за 10 минут, а получить автомобиль в течение одного дня. Второе преимущество – цена. По словам Вадима Арустамяна, стоимость машины в Carmart будет на 2-3% дешевле, чем в салоне.
Более низкая цена на первом этапе – это, скорее, маркетинговый ход. Как пояснил Вадим Арустамян, одна из причин, по которой продажа машин через Интернет еще не стала общей практикой, – это дороговизна эквайринга (комиссии, которую банки берут при оплате банковской картой. - Прим.ред.). «Мы решили, что будем нести эти затраты сами, так что проект рассчитан на долгую окупаемость», – прокомментировал генеральный директор «Максимума».
Однако, став пионером на этом рынке, дилер рассчитывает на немалые выгоды. Главное – это ускорение экспансии. «Если мы продаем онлайн, нам не надо арендовать салоны, достаточно иметь склад», – рассказал Вадим Арустамян. Это позволяет открываться быстрее, а также тратить меньше на персонал, оформление и обслуживание розницы. Впрочем, в Петербурге роль складов будут на первом этапе выполнять нынешние центры «Максимума».
Инвестиции в проект на первом этапе составили 30 миллионов рублей, и это собственные средства компании. Отработав новую модель продаж в Северной столице, дилер надеется вывести Carmart на рынок Москвы. «Вероятно, это будут те же бренды, но, возможно, нам удастся получить право на продажи онлайн и других марок», – сказал Вадим Арустамян.
Следующим этапом будет международная экспансия. В первую очередь, Carmart интересует рынок США, где, по оценкам аналитиков, доля представителей поколения Y в числе покупателей автомобилей достигает 55%, а также Китай.
По прогнозу дилера, ко второй половине 2017 года Carmart будет продавать как минимум 50 автомобилей в месяц. Через пять лет 30% продаж холдинга будут совершаться онлайн.
По оценке агентства «Auto-Dealer-СПб», за 9 месяцев 2016 года в Северной столице было реализовано 85 тысяч 989 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 6% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Падение рынка продолжится и во втором квартале.
Зато интернет-торговля растет, несмотря на кризис. Так, по прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2016 году россияне потратят в интернет-магазинах 900 млрд рублей, что на 18% больше, чем годом ранее.
Другие дилеры также активно экспериментируют с продажами через Интернет. К примеру, московский «Авилон» предлагает резервировать автомобиль с предоплатой онлайн, «Рольф», по данным газеты «Коммерсантъ», запустит аналогичную услугу по новым и подержанным автомобилям в декабре. «Фаворит Моторс» оборудовал 19 своих дилерских центров специальными терминалами, которые позволяют выбрать автомобиль и оформить покупку без традиционного продавца.
Однако к идее перевести продажи в онлайн полностью участники рынка относятся скептично.
«Вы покупаете автомобиль на несколько лет, вам предстоит в нем проводить много времени. Мне сложно представить человека, который не захочет не только пощупать, но и испытать, проверить машину перед покупкой», – говорит директор розничного бизнеса ГК «Аларм Моторс» Борис Мухин. Кроме того, значительную часть своего дохода дилер зарабатывает на обслуживании. «Покупка в салоне позволяет установить контакт, чтобы потом клиенты приехали сюда же на сервис», – подчеркивает топ-менеджер.
Директор по развитию «Аксель Груп» Игорь Седов также считает, что российский покупатель приобретать машины в Интернете не готов. «Даже для предварительной консультации не все используют телефон, предпочитая приехать в салон самостоятельно», – говорит он. По его словам, для марок среднего ценового сегмента при продаже через Интернет технически сложно обеспечить тот же уровень сервиса, что и в автосалоне, а клиент к такому качеству обслуживания уже привык.
«Впрочем, если опыт «Максимума» покажет, что люди хотят покупать машины онлайн, мы рассмотрим такую возможность. В конце концов, такой подход позволяет сильно экономить на персонале – грузчики и сотрудники колл-центра стоят дешевле, чем продавцы-консультанты», – говорит он. Однако зарабатывать на продаже различных финансовых услуг дистанционно, вероятно, будет сложнее, прогнозирует Игорь Седов.
«Человек меняет автомобиль раз в 3-5 лет, для него не проблема прийти в салон. Чтобы продавать онлайн, нужно предложить какой-то уникальный продукт, как делает та же Tesla», – отмечает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Кроме того, опыт других интернет-продавцов показывает, что существенно экономить на издержках в онлайн-модели не получится. «Все равно нужно вкладывать в инфраструктуру, сервис, продвижение», – подчеркивает эксперт.