В Российском этнографическом музее давно работают и с «особыми» детьми, и в целом с детской аудиторией. Даже до рождения малышей – здесь создана специальная программа для беременных женщин.
А в рамках «Путешествия за мифами» музейщики и педагоги на круглом столе обсудили совместный российско-эстонско-финский проект «Творчество без препятствий и границ», главной целью которого является интеграция и социокультурная адаптация детей с особыми потребностями.
Олег Николаев, автор концепции выставки, антрополог, филолог, говорил о том, что в этом проекте, который создавали вместе взрослые и дети трех стран, удалось воплотить музейными средствами представления о нематериальной культуре – о мифах, фольклоре. Понятно, что традиционные культуры всех народов устроены примерно по одним универсальным законам, но важно, что через такие выставки ребенок делает первые шаги в понимании общего языка культуры всего человечества.
Художник из Финляндии Ян-Эрик Андерссон в 2006 году уже создавал в Петербурге, в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме совместный российско-финский выставочный проект «Это было в Мумми-Доле», в котором тоже принимали участие дети с особыми потребностями. Для этой выставки финские дети создали целое музыкальное озеро, в котором могли бы обитать мифологические персонажи. Ребята при подготовке выставки посетили и замок, где вполне себе могут водиться привидения, и озеро в Турку, в котором тоже вполне могли бы обитать герои мифов и фольклора.
Художница из Эстонии Кадриан Соосаар работала над проектом в Тарту, в самой большой в Эстонии школе для «особых детей». Странно было слышать петербуржцам, что в этой самой большой школе по нашим меркам так немного учеников – всего 65. Кадриан говорила о том, что таким детям легче понимать язык искусства, чем язык цифр и букв, что для них музыка, театр, рисунок – важнейшие вещи в жизни, позволяющие реализовать себя. Кстати, эстонские дети создали средневековый город – из гофрированного картона.
Вообще, экспонаты выставки, погружающей в мифологический мир, сделаны из самых простых предметов – деревянных чурбачков, бумаги, осколков керамики, гофрированного картона и крафтовой бумаги. Работа с мифами позволяет много фантазировать, придумывать персонажей-проводников в мир мифа, что и сделали дети из петербургских школ, в том числе и школы «Динамика» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ольга Лучкина, преподаватель литературы школы №500, рассказала, что так дети создавали анимационный сценарий мультика для выставки.
Выставка «Путешествие за мифами», подготовленная при поддержке Ассоциации сотрудничества со странами региона Балтийского моря «НОРДЕН», Бюро «АртТерра» и Российского этнографического музея, после Петербурга поедет в Эстонию и Финляндию. В Северной столице она продлится до 13 ноября.