Минфин хочет приравнять всех граждан России к валютным резидентам. Теперь они рискуют лишиться всей суммы операции в иностранном банке, если она не оказалась в числе разрешенных в российском законе.
Под видом либерализации контроля денежных операций граждан в иностранных банках правительство России хочет приравнять всех без исключения граждан нашей страны к валютным резидентам. Это приведет к тому, что легальными будут считаться только те операции, которые перечислены в законе: переводы до $5 тыс., продажа акций, машин и квартир. Сделки, не входящие в список исключений или совершенные в странах, не вступивших в программу обмена финансовой информацией, будут караться штрафом суммой 75–100% сделки.
Минфин опубликовал проект закона, с 2018 года смягчающий контроль государства за счетами граждан России за границей. Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» разрешают гражданам нашей страны, которые в основном живут за границей и заехали в Россию на срок не более трех месяцев, не отчитываться перед ФНС о своих зарубежных счетах и операциях по ним. Сейчас они обязаны это делать, если за год приезжали в Россию хотя бы на день.
Кроме того, документ расширяет перечень разрешенных случаев зачисления денег (минуя российские банки) на иностранные счета граждан России. Помимо различного рода процентных доходов, выручки от продажи акций, теперь разрешено получать деньги от продажи иностранцам транспортных средств и недвижимости. Правда, указанные исключения являются разрешенными только в том случае, если банк, на счет в котором поступают деньги, расположен в стране, которая является членом Организации экономического сотрудничества и развития (35 государств, в основном страны Евросоюза) либо членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (34 страны, среди которых страны Америки, Европы и Восточной Азии). Соответственно, разрешенные в этих странах операции запрещены российским гражданам во всех других государствах.
Эти послабления появились не от избыточной любви государства к своим гражданам. Дело в том, в мае 2016 года Россия подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. Как заявлял тогда глава ФНС Михаил Мишустин, в соответствии с этим соглашением с 2018 года российская налоговая служба будет получать данные о счетах налогоплательщиков из более чем 100 стран, в том числе из офшоров. В их число входят Панама, Британские Виргинские острова, Белиз и другие. В связи с этими нововведениями государству нет смысла обязывать граждан отчитываться, так как оно само обо всем узнает.
Сейчас в законе есть понятие валютного резидента, однако оно не включает в себя граждан России, постоянно проживающих за границей более года. Как поясняет адвокат компании «S&K Вертикаль» Алена Бачинская, это понятие является недостаточно ясным и не только вызывает затруднения у этой категории граждан и банков, но и налагает на них ряд требований, предусмотренных валютным законодательством (в том числе о предоставлении документов в ФНС). «Поправки должны внести ясность в данный вопрос и фактически упростить регулирование для упомянутой категории граждан», — считает она.
Если сейчас валютным резидентом не считается гражданин России, проживший в иностранном государстве более года, то со вступлением в силу поправок валютными резидентами будут являться все граждане нашей страны, независимо от места их проживания. И это нововведение гораздо более неоднозначно, чем либеральная часть поправок, убежден юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и партнеры» Артем Берлин.
«Это означает, что с этого момента станут нелегальными любые валютные операции между гражданами России, кроме предусмотренных законом исключений: например, переводы между гражданами на сумму до 5 000 долларов США», — говорит Берлин.
Многие граждане России не отчитываются перед налоговой службой об операциях по счетам в иностранных банках. Дело в том, что штраф, например, за несвоевременное уведомление об открытии счета в иностранном банке составляет всего 1,5 тыс. рублей. Сопоставимые штрафы (1,5–5 тыс. рублей) установлены за сходные нарушения: несданный отчет о движении средств по иностранному счету, неправильное оформление и так далее. Хотя штрафы за повторные нарушения могут достигать 20 тыс. рублей.
По мнению Берлина, эти санкции вполне адекватны, поскольку нарушение здесь состоит лишь в том, что гражданин не ставит в известность налоговую инспекцию о своих делах за границей и запрещенных операций не совершает. За нелегальные валютные операции штраф остается очень жестким: от 75% от суммы операции. Теперь, со вступлением в силу поправок, любой гражданин России будет вынужден проверять соответствие своих операций списку разрешенных, чтобы не получить этот конфискационный штраф, говорит Берлин.
В мае 2016 года в правительстве шла дискуссия относительно определения понятия валютного резидента, и тогда звучала идея приравнять его к налоговым резидентам. В их число входят все, кто провел в России более 183 дней в году. Однако, как поясняет специалист доверительного управления компании «Инстант-инвест» Рафаэль Аревян, это привело бы к тому, что российским банкам пришлось бы выполнять несвойственные им функции. В частности, проверять и анализировать визы, отметки пограничных служб в паспортах, чтобы определить статус клиента. И это притом что по закону они должны выполнить поручение клиента в течение двух дней.
Аналогичное предложение — приравнять валютных резидентов к налоговым — поступило в Минфин сейчас, на этапе обсуждения законопроекта. Однако ведомство отказало, ссылаясь на том, что статус налогового резидента определен в целях декларирования и уплаты налогов, а понятие валютного резидента — для соблюдения требований и ограничений, описанных в валютном законодательстве России.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»