Россияне гордятся их гражданством, историей, культурой, наукой и армией страны и не готовы променять Родину на заграницу. Таковы итоги опроса ВЦИОМ о том, частью какой общности россияне ощущают себя в большей степени, какие события последних лет вызывают гордость.
Ключевым признаком самоидентификации для россиян остается принадлежность к России: 59% опрошенных прежде всего называют себя гражданами страны. Социологи отмечают, что в последние два года для респондентов выросла значимость понятия «человек» (так определяют себя уже 31% – с 21% в 2014 г.) и семейного статуса (с 12% до 19%), в то время как близость с жителями одного города/села стала ощущаться слабее (с 24% до 16%).
Подавляющее большинство россиян гордятся историей (90%) и культурой (88%) страны, сильной армией (90%), наукой (82%). Предметом гордости также являются спорт (75%), позиция России на международной арене (72%). Причем за последние годы патриотические чувства заметно окрепли. На этом фоне выделяется отношение к уровню жизни населения: данный вопрос вызывает высокое чувство только у 19%, тогда как 76% не могут сказать того же.
Среди событий последних полутора десятилетий отмечается значимость, прежде всего, присоединения Крыма (14%), зимней Олимпиады в Сочи (12%) и укрепления состояния Вооруженных сил (10%), а среди ныне живущих россиян каждый четвертый опрошенный (25%) наиболее достойным называет президента страны.
Покинуть Родину навсегда ради лучшей жизни (в частности, после получения наследства) большинство россиян (70%) не готово. Среди тех, кто рассматривает такую возможность (всего 23%), чаще встречается молодежь (36% от 18 до 24 лет), москвичи и петербуржцы (32%).
По данным компании «Медиалогия», в 2016 году было зафиксировано более 120 тыс. сообщений о патриотизме в российских СМИ. Данная тема в основном упоминалась: в контексте акции «Бессмертный полк», в контексте Дня памяти и скорби, высказывания Владимира Путина о том, что «национальная идея в РФ есть, это патриотизм, никакой другой идеи придумывать не надо», патриотическое воспитание, идеи создания рейтинга патриотизма регионов.