Дело «Роман Пак против Российской Федерации» - об инфляции, помешавшей гражданину чинить крышу, - из Петербурга отправляется на рассмотрение в Москву. По месту регистрации ответчиков - Министерства финансов и Государственной думы.
Такое определение вынес Московский районный суд Петербурга, где истец начинал искать правду.
Согласно данным Министерства финансов, за то время, пока «дело об инфляции» лежало в суде, а точнее – с апреля 2016 года, сама инфляция на месте не стояла и снизила платёжеспособность гражданина Пака ещё на пару-тройку процентов. Определение Московского районного суда Петербурга от 8 сентября добавит истцу расходов на перелёты и переезды вместе с адвокатом в Москву. Но гражданин Пак твёрдо намерен получить с Российской Федерации 23 тысячи 95 рублей 50 копеек, которых ему не хватило на покупку строительной техники.
На последнем судебном заседании присутствовало до обидного мало зрителей. Как будто предмет иска касается одного только гражданина Пака из Ленинградской области, а всем остальным гражданам до инфляции и дела нет. Впрочем, и сам Роман Пак в суд не приехал. Он не успел вернуться из путешествия, куда отправился с супругой после недавней свадьбы. Не считая двух-трёх журналистов, интерес к инфляции проявляла только одна женщина. С косой, без следов косметики на лице, в платье до пят.
– Я – из общества казаков, – объясняла она адвокату перед началом слушаний. – Если вы победите, мы тоже подадим иски.
Но победы над инфляцией, как оказалось, придётся ещё подождать.
История о том, как житель Ленинградской области Роман Пак не купил строительную технику и, видимо, не починил крышу, началась, если судить по исковому заявлению, в декабре 2013 года. Когда Государственная дума утвердила Закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В законе был заявлен уровень инфляции на указанный период – не больше 5 процентов. Роман Пак Государственной думе верил.
В июле 2014 года Роман Пак решил чинить кровлю. Ему требовалась техника. Компрессор и сварочный аппарат вместе тянули на 29 900 рублей. Это тогда, в июле 2014-го. Прочитав закон о бюджете, заручившись, таким образом, обещанием государства относительно инфляции, он произвёл ряд арифметических действий и прикинул: если будет откладывать со своей скромной зарплаты по две тысячи в месяц, то к весне 2016 года накопит как раз нужные 32 740 рублей 50 копеек. Это цена его техники с поправкой на предполагаемую 5-процентную инфляцию.
Прошло два года. Точнее, один год и восемь месяцев. Роман Пак – человек вообще очень точный в подсчёте денег. Когда дело дойдёт до суда, выяснится, что у него собраны все чеки за истекший период. Он может с точностью до копейки продемонстрировать динамику цен на сыр, картошку и прочие продовольственные и непродовольственные товары за два года.
И вот в марте 2016 года, когда нужная сумма была наконец накоплена, Роман Пак собрался покупать вожделенный сварочный аппарат и компрессор. Но с удивлением обнаружил, что они тоже подорожали. И стоят не 32 740 рублей 50 копеек, как обещали ему правительство и Государственная дума, а вовсе даже 56 200 рублей.
«Таким образом, условия, установленные в законе, не выполнены», – констатирует Роман Пак в исковом заявлении.
Такую подножку со стороны государства он расценил как вопиющее нарушение его, Романа Пака, «основных прав и свобод».
«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», – уверен человек.
Некрасивый поступок со стороны государства, как объясняет он в иске, состоит в следующем. Приняв закон, где инфляция была установлена на уровне 5 процентов, Российская Федерация сделала всем своим гражданам, в том числе и ему, Роману Паку, оферту. На языке бизнеса – предложение, которое связывает предлагающего обязательствами по части провозглашённых условий. Роман Пак «акцептировал указанные условия». То есть – согласился на сделку с Российской Федерацией. Согласие он выразил путём откладывания первого взноса в копилку для будущей покупки. И подкрепил уплатой налогов. Поскольку Российская Федерация его налоги приняла – обратно не вернула, – стало быть, сделку со своей стороны скрепила. И только в марте 2016 года, взяв накопленную сумму и отправившись за компрессором и сварочным аппаратом, Роман Пак понял, как жестоко обманула его Российская Федерация. Он решил с государством судиться.
В качестве ответчиков к делу привлечены: Министерство финансов, не выполнившее обязательств перед Романом Паком по части инфляции, Управление Федерального казначейства (УФК) по Петербургу и Ленобласти – представитель Минфина в регионе, Государственная дума – как орган, нарушивший условия оферты.
Компрессор и сварочный аппарат для ремонта крыши Роман Пак не купил. В Московский районный суд Санкт-Петербурга, по месту нахождения Управления Федерального казначейства, он подал иск о взыскании убытков с государства. Он требует с Российской Федерации 23 459 рублей 50 копеек, которых ему в марте не хватало для ремонта крыши.
Как это ни удивительно, Московский районный суд заявление Романа Пака принял к производству. Управление Федерального казначейства в отзыве на иск написало, что гражданин Пак не может с ним судиться, потому что он – физическое лицо, а не субъект бюджетных отношений. И вообще – не оно получало налоговые платежи гражданина Пака.
Государственная дума ответила, что истец не доказал её противоправного поведения, а также «факт и размер требуемых убытков» и связь между её, Госдумы, действиями и упомянутыми убытками.
Рассмотрение дела по существу должно было начаться 8 сентября. Но представитель Министерства финансов заявила ходатайство о том, что слушания должны проходить в Москве, где находятся главные ответчики – Госдума и Минфин. С Петербургом ничего не связывает и истца, потому что прописан он в Ленинградской области, а в городе на Неве только работает. Адвокат пыталась настоять, что гражданину Паку удобнее ездить в суд в Петербург. Но судья сочла, что делу место в столице. Если сторона истца не опротестует это, рассматривать иск будет Тверской районный суд Москвы.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»