Международный олимпийский комитет (МОК) вопреки рекомендациям WADA и позиции подавляющего большинства ведущих зарубежных СМИ все-таки пустил сборную Россию на Олимпиаду. Новость радостная, однако, если более внимательно вчитаться в решение МОК, позитива становится гораздо меньше.
Идеальная репутация
Для того чтобы все-таки выступить на Олимпиаде, всем без исключения россиянам придется соблюсти целый перечень условий. Наверное, самое важное в этом пункте следующее — у спортсмена должна быть идеальная репутация, любые подозрения в употреблении допинга в прошлом или же уличение в применении запрещенных препаратов и методов (даже если наказание уже отбыто) являются недопустимыми.
Этот пункт перечеркивает надежды сразу нескольких российских спортсменов на поездку в Рио через две недели. Самая известная из этой категории — четырехкратная чемпионка мира в плавании Юлия Ефимова. В 2013 году в ее организме обнаружили стероидный гормон дегидроэпиандростерон, вскоре спортсменка сама все признала и получила дисквалификацию до 28 февраля 2015 года.
Рискует остаться без Олимпиады и велогонщица Ольга Забелинская, двукратный бронзовый призер Игр в Лондоне, выступающая, кстати, за Санкт-Петербург. В 2014 году у нее нашли октопамин. После продолжительных разбирательств ее даже оправдали, хотя сама Забелинская признала факт нахождения в ее организме допинга.
Еще одной серьезной потерей станет петербургская тяжелоатлетка Татьяна Каширина. В 2006 году серебряный призер Олимпиады-2012 и четырехкратная чемпионка мира была дисквалифицирована на два года за нарушение антидопинговых правил. На Олимпиаде в Рио Каширина считается главным претендентом на золото в весе свыше 75 килограммов. Хотя для Кашириной собственная репутация может стать далеко не решающим фактором в потенциальном недопуске к Рио-2016.
И это только самая верхушка. Допинговым прошлым могут похвастаться даже в финальном, казалось бы, списке сборной России, по словам главы Олимпийского комитета России Александра Жукова, минимум восемь человек. МОК уже объявил, что не допустит на Олимпиаду даже бегунью и информатора WADA Юлию Степанову из-за того, что та тоже в свое время была уличена в допинге. С учетом этого ничего хорошего ждать не приходится и другим нашим спортсменам.
Минус тяжелая атлетика
Второй пункт решения МОК — самый интересный, снимающий с этой организации всякую ответственность. Разрешить-то россиянам выступать на Олимпиаде МОК разрешил, однако последнее слово все-таки оставили за международными федерациями. То есть теперь в любом другом виде спорта могут поступить так же, как со сборной России по легкой атлетике. МОК рекомендовал Международным федерации провести индивидуальный анализ допингового резюме каждого спортсмена с учетом специфики самого вида спорта. При этом рассматриваться будут только результаты анализов, взятых за пределами России.
Этот пункт ставит под удар уже не отдельных спортсменов, а целые команды. И первая в списке — сборная по тяжелой атлетике.
Еще в июне на конгрессе Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) в Тбилиси было сделано заявление, что если страна трижды провалила перепроверку допинг-проб с Олимпийских игр 2008 и 2012 годов, то она получит дисквалификацию на один год. Россия идеально вписалась в установленные рамки — в 2008 году положительными оказались допинг-пробы серебряной призерки Марины Шаиновой (до 58 кг) и бронзовой Надежды Естюхиной (до 75 кг), а в 2012-м — серебряного медалиста Апти Аухадова (до 85 кг). А если приплюсовать сюда тот факт, что в прошлом году сразу четверо российских тяжелоатлетов (Алексей Ловчев, Ольга Афанасьева, Алексей Косов и Ольга Зубова) провалили допинг-тест, то история для нашей команды становится совсем грустной. Шанс, что вслед за легкой атлетикой российских спортсменов в Рио не будет еще и в тяжелой атлетике, очень высок. Так что про личные просчеты Кашириной в прошлом на этом фоне могут вообще не вспомнить. Достаточно будет и коллективной ответственности.
В зону риска также попадают плавание (в большей степени), гребля и велоспорт (в меньшей). Во всех этих видах ведущие российские атлеты также время от времени проваливают допинг-тесты.
Петербург теряет медали
Тяжело в этой ситуации придется не только сборной России в целом, но и ее петербургской части. В апреле петербургский спорткомитет посчитал — мастера из Северной столицы будут претендовать на 8 – 12 медалей различного достоинства. Для сравнения: в Лондоне-2012 петербуржцы завоевали 12 медалей — 4 золотые, 2 серебряные и 6 бронзовых.
«Наиболее вероятно завоевание медалей в тяжелой атлетике, художественной гимнастике, плавании, спортивной борьбе (женской борьбе), синхронном плавании и фехтовании», – с воодушевлением говорил тогда глава спорткомитета Юрий Авдеев на коллегии, посвященной подготовке к Рио-2016.
Как видно, аппетиты петербургским чиновникам придется в значительной степени поубавить. Как уже говорилось, без Олимпиады и практически гарантированной медали с большой долей вероятности останется Каширина. Почти наверняка не поедет в Рио велогонщица Ольга Забелинская. Если дисквалифицируют сборную по плаванию, то дома придется остаться петербуржцам Александру Сухорукову (эстафеты вольным стилем 4х100 и 4х200) и Веронике Поповой (200 м вольным стилем и эстафета вольным стилем 4х200).
Ну и из-за уже свершившейся дисквалификации легкоатлетической команды последнего шанса выиграть медаль Олимпиады лишилась петербурженка Наталья Антюх, победительница Лондона-2012 в беге с барьерами на 400 метров. Так что медальный план Петербургу необходимо урезать минимум на треть.
6 – 7 медалей в общей сложности по-прежнему должны принести Наталья Воробьева (женская борьба), Маргарита Мамун и Яна Кудрявцева (художественная гимнастика), Александра Пацкевич (синхронное плавание), Николай Ковалев (фехтование), Тагир Хайбулаев (дзюдо).
Примерно такая же ситуация и в целом по сборной России. Из-за всех этих скандалов и дисквалификации мы можем не досчитаться до 50 процентов от возможных медалей в общекомадном зачете.
«Путин будет думать, что имеет дело с трýсами»
Зарубежная пресса, несмотря на массу оговорок в решении МОК, сделала однозначный и категоричный вывод — президент МОК Томас Бах пошел на поводу у Путина и неоправданно пощадил Россию.
«Путин, видимо, способен действительно испугать. Это единственное, как можно объяснить решение МОК» – так начинается статья в The Wall Street Journal. «Но, если МОК не принимает всерьез собственные антидопинговые правила, почему другие должны это делать? Нужно бросить монетку, чтобы выбрать, какая из международных спортивных организаций заслуживает большего презрения всего мира – FIFA или МОК», – говорится в материале.
Немецкое издание Die Presse увидело в решении МОК причины дипломатического характера. В частности, по мнению газеты, сыграло свою роль письмо Михаила Горбачева в МОК, а также желание избежать угрозы судебных исков и в результате потерять щедрых спонсоров.
«Владимир Путин демонстративно объявил о создании новой независимой комиссии по борьбе с допингом, предложив возглавить ее почетному члену МОК Виталию Смирнову. Ему 81 год, и стоит заметить, что Смирнов — бывший сотрудник КГБ, организацией-наследницей которой является ФСБ, координировавшая допинговые манипуляции на Олимпиаде в Сочи», – заканчивает Die Presse, явно на что-то намекая.
The Times вышла сегодня с заголовком «Олимпийский позор». Таким образом английские журналисты охарактеризовали решение МОК не пустить на Олимпиаду информатора WADA Юлию Степанову и фактическое перекладывание ответственности на международные федерации.
«Это уход от ответственности в крупных масштабах. До Олимпиады осталось 11 дней, и спортивным федерациям просто не хватит ресурсов для проведения полноценной проверки. Какими бы ни были отдельные решения, самый большой провал потерпел МОК. Из-за этого провала от Олимпиады в Рио будет исходить зловоние обмана», – живописно описывается ситуация.
В том же духе пишет о решении МОК еще одно немецкое издание – Frankfurter Allgemeine.
«Перекладывание ответственности на спортивные федерации свидетельствует о трусости руководства МОК. Престиж российского президента Путина, конечно, уже сильно пострадал от разоблачений в связи с допинг-скандалом. Но Путин будет не Путиным, если не отпразднует решение МОК как победу над теми, кто якобы выступал против России. Более того, теперь Путин будет думать, что за границей он имеет дело только с трýсами, а уж такой человек, как он, знает, как использовать подобный шанс», – уверены авторы материала.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»