В Германии вступил в силу новый закон, который предусматривает единовременную выплату в размере 10 500 евро для спортсменов, пострадавших от насильственной допинг-терапии в Восточной Германии. По оценке федерального правительства, право на такую компенсацию сегодня в Германии имеют около 1000 человек.
Как сообщает портал на русском языке Germania-online, в 70-е и 80-е годы прошлого века жертвами принудительного допинга в ГДР стали, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч спортсменов. Сегодня многие из них страдают от необратимых последствий принятия стимулирующих препаратов. Пока в России набирает обороты скандал, связанный с допинг-пробами российских спортсменов, в Германии в очередной раз вспомнают печальную историю насильственного допинга в ГДР.
В Восточной Германии действовала целая "государственная система" принудительного допинга. По разным данным, отдельные запрещенные препараты восточногерманским спортсменам приходилось принимать начиная с 50-х годов, однако наибольший размах насильственный допинг приобрел в 70-х годах, перед летними Олимпийскими играми в Мюнхене в 1972 году и в Монреале в 1976 году.
Профессиональный спорт считался важным инструментом государственной политики ГДР. Ради спортивного триумфа "младший брат" Советского Союза не останавливался ни перед чем. Многие атлеты зачастую даже не догадывались о том, что принимают опасные для здоровья препараты: их – нередко даже 12-летним детям – преподносили под видом "безвредных" витаминов или "поддерживающих средств". Зато о всех нюансах допинговой терапии были прекрасно осведомлены в "Штази", под неусыпным контролем которой весь процесс и происходил.
После объединения Германии выяснилось, что система организованного допинга была одобрена ЦК СЕПГ, а ответственность за ее исполнение лежала на главных спортивных функционерах ГДР: президенте Немецкого спортивно-гимнастического союза Манфреде Эвальде (Manfred Ewald) и главном спортивном враче Манфреде Хёппнере (Manfred Höppner). Их позднее судили, однако приговорили лишь к условному сроку – 22 и 18 месяцев, соответственно.
Одним из главных обвинителей на процессе против Эвальда и Хёппнера выступил Андреас Кригер (Andreas Krieger). Он родился женщиной и под именем Хайди Кригер выступал за женскую легкоатлетическую сборную ГДР, став чемпионом Европы по толканию ядра в 1986 году. С 16 лет спортсменка принимала анаболические стероиды и мужские гормоны, в результате чего долгие годы страдала от проблем с самоидентификаций и не принимала свою женскую суть. В 1997 году Кригер решилась на операцию по смене пола и сменила имя на Андреас.
Многие бывшие восточногерманские спортсмены до сих пор страдают от тяжелых физических и психологических последствий допинг-терапии. В большинстве случаев они оказывались необратимыми: бесплодие, рак, необратимые последствия для сердечно-сосудистой системы, потеря зрения, паралич, поражение внутренних органов. В некоторых случаях результат приема допинг-препаратов проявился даже во втором поколении: дети некоторых бывших спортсменов родились инвалидами.
Впервые закон о предоставлении финансовой помощи жертвам принудительного допинга вступил в силу в Германии в 2002 году и действовал до 2007 года. Тогда компенсацию получили 194 бывших спортсмена. Однако, как подчеркнул статс-секретарь МВД Германии Оле Шрёдер (Ole Schröder), многие пострадавшие от допинга узнали о существовании такого закона слишком поздно, либо только сейчас смогли связать свои проблемы со здоровьем со своей спортивной деятельностью в ГДР.
Источник: Germania-online