В эти дни в 1942 году проходили последние испытания трубопровода, проложенного по дну Ладожского озера, для снабжения осаждённого Ленинграда топливом. История сооружения этого магистрального трубопровода интересна и как еще одна страница войны, и как крупное научно-техническое достижение, которое изменило отношение к трубопроводному транспорту в Советском Союзе.
Было время, когда даже цистерны на железной дороге считались более удобным способом транспортировки нефти, нежели труба. Однако время шло, отношение к ним менялось. В конце 20-х годов военные заинтересовались разборными трубопроводами быстрой укладки — для организации снабжения механизированных частей в полевых условиях. В 1935 году такой трубопровод испытали — только он оказался слишком дорогим. Но наработки в этой области, конечно же, сохранились.
Они оказались очень важными, когда 8 сентября 1941 года вермахт вышел к Шлиссельбургу, замкнув кольцо блокады. Одной из важнейших проблем была доставка топлива в осаждённый город — согласно расчетам перевозка топлива в бочках была крайне затратным делом. Нужна была другая идея. И такой идеей стала прокладка подводного трубопровода по дну Ладоги.
Знаменитая Экспедиция подводных работ особого назначения к тому моменту уже проложила по дну телефонный и электрокабель. На этих работах взошла звезда первой женщины-водолаза СССР Нины Соколовой. К этому времени она уже была опытным инженером, и еще в феврале 1942 года высказала свое предположение о возможности строительства такого объекта.
Вот тут и вспомнили про молодых инженеров Шинберга и Хромова, которые в 30-ые годы разрабатывали проект сборно-разборного трубопровода. Тянуть резину не было времени, и Давид Шинберг стал главным инженером проекта. Без штата, без труб и... без самого проекта. Да и технологии еще были не отработаны.
Шинберг вместе с Соколовой пришли к следующей схеме — собирать трубы в плети длиной в три сотни метров на берегу, а затем герметизировать их с торцов, эти плавучие секции доставлять на место и сваривать их на борту судна. Сами трубы были обнаружены практически на нейтральной полосе в районе боев на южной окраине Ленинграда.
Работы начались в конце мая, а 14 июня начались испытания трубопровода. 18 июня трубопровод был сдан в эксплуатацию. На приемную станцию под Ленинградом стало поступать 17 тонн бензина в час. Трубопровод работал исправно всё время блокады и был отключен только после ее снятия. Опыт Ладожского трубопровода использовался вплоть до 1945 года. А после войны, в 1956 году появилось специализированное управление для строительства подводных переходов на магистральных нефтегазопроводах. Специалисты этой отрасли работают и сегодня по всему миру.