В очередном выпуске программы Константина Ранкса Nota Bene речь идет о сооружении вдоль побережья Ладоги уникальных гидротехнических объектов - Староладожского и Новоладожского каналов. Кому и зачем они понадобились? Узнаем у штатного архивариуса [Фонтанки.Офис].
В последние дни мая 1861 года началось строительство Новоладожского судоходного канала, который был призван заменить Староладожский канал, прокопанный еще во времена Петра Великого. Эти каналы, проложенные вдоль побережья Ладоги, являются редчайшими гидротехническими сооружениями.
Путь по Староладожскому каналу был длиной в 117 километров, по Новоладожскому — 110 км. Они связывают устье реки Волхов и истоки Невы у Шлиссельбурга. История их строительства связана с транспортными проблемами, возникшими еще на заре существования Санкт-Петербурга. Все дело в погодных условиях на Ладоге — особенно осенью. Здесь часто бывают шторма. Ладога же озеро очень крупное, и волнение на нем весьма неприятное — волны высокие и крутые. В южной части Ладоги нередко такое явление, как «толчея волн» – когда сталкиваются волны разного направления. Это явление очень опасно непредсказуемостью направления удара волны, приводящего к опрокидыванию судна.
Шторма на Ладоге в период первоначального возведения Петербурга стали причиной гибели многих и многих судов с ценными грузами. Терпение Петра Великого кончилось в ноябре 1718 года, после гибели за навигацию более тысячи судов. Поэтому было принято решение — построить дублирующий водный путь, который бы не зависел от штормовой погоды. Он сыграл свою роль в строительстве Северной столицы — массовая гибель плавсредств прекратилась, грузы пошли бесперебойно.
Однако к 1826 году, спустя сто лет эксплуатации старый канал стал чрезвычайно мелеть. Строительство шлюзов на концах канала только на время решили проблему. И поэтому было принято решение строить новый канал — шире и глубже старого. Канал использовался вплоть до 1941 года, при этом по самому Ладожскому озеру крупных перевозок не производилось. К тому же главным погрузочно-разгрузочным пунктом в любом случае был порт Шлиссельбург, который вермахт занял 8 сентября того же года, как и русло каналов.
Перевозка грузов через Ладогу была крайне скудной — по причине отсутствия и самих плавсредств, и пунктов перевалки. Началось лихорадочное строительство новых портопунктов. Но и противник не дремал — люфтваффе буквально охотилось за баржами с грузом, кроме того, на озере действовали финские, немецкие и даже итальянские боевые катера. Все это привело в том числе и к идее строительства подводного нефтепровода. Таким образом после войны на берегах Ладоги появились новые порты и причальные пункты, и исключительность ладожского канала как транспортной артерии прошла. Но канал действует и поныне — как водный путь для судов малого тоннажа. Энтузиасты считают его одним из самых живописных маршрутов водного туризма региона, который стоит осмотреть в дни летнего отпуска.