Королевство Саудовская Аравия дождалось оглашения властями «Национального плана развития», или «Саудовского видения - 2030». То есть перестройки экономики, которая может перестроить мир.
С официальным заявлением по этому поводу 25 апреля выступил не король Сальман ибн Абдул-Азиз Аль-Сауд, как можно было бы предположить, а молодой амбициозный саудовский политик, формально третье лицо во властной иерархии – на самом деле правая рука монарха, 31-летний «заместитель наследного принца» и по совместительству сын короля — Мухаммад ибн Сальман.
В тот же день документ был одобрен кабинетом министров во главе с королем. Мотивы появления этого плана очевидны: прежде всего, это стремление сократить почти $100-миллиардный дефицит бюджета королевства, что вызвано уже, видимо, необратимо низкими ценами на нефть. Пока дефицит удается закрывать с помощью накопленных ранее финансовых резервов, но они не безграничны – около $630 млрд.
Совсем недавно в интервью новостному агентству Bloomberg на вопрос, что будет содержать «Национальный план развития до 2030 года», принц, поддерживая интригу, заявил, что речь идет ни много ни мало о «перестройке» всей экономической (понимай также и социальной) системы страны. Объявлен актуальный лозунг момента — «Экономика королевства перестает быть нефтезависимой». «Даже если в 2020 году нефти не станет, мы все равно выживем», – неожиданно заявил принц.
Как обделенная иными ресурсами страна с огромной территорией, сложным климатом, полным отсутствием естественных запасов пресной воды планирует создать альтернативный «нефтянке» «промышленный сектор экономики», сегодня перестало быть тайной. Уже с утра 26 апреля все газеты страны вышли с интригующими заголовками: «Возбуждение витает в воздухе: мир на грани новой эпохи», «В шаге от будущего» и т.п.
Большинство саудовских средств массовой информации приводит подробное изложение документа, смысл которого состоит в том, чтобы, используя опыт наиболее динамично развивающихся стран азиатского мира, сделать государство локомотивом экономического развития страны. Предлагается возложить организационное и финансовое бремя перестройки на государственную нефтяную компанию — Saudi Aramco (SA), которая занимает первое место в мире по объемам нефтедобычи. Финансовые средства, которыми располагает SA, сопоставимы, пожалуй, только с гипотетическим гигантом, который бы возник при объединении «Газпрома» с «Роснефтью». Теперь, согласно королевскому плану, SA трансформируется из нефтяной компании в колоссальный по масштабам (видимо, также крупнейший в мире) «энергоиндустриальный кластер», на который возлагается миссия ускоренными темпами и уже через несколько лет изменить лицо КСА, создав для него новую экономику.
Сегодня желающих вложить деньги в экономику королевства больше, чем нужно, международные показатели инвестиционной привлекательности Саудовской Аравии зашкаливают — она входит в двадцатку наиболее благоприятных стран мира. С учётом этих достижений перед страной ставится новая амбициозная цель: используя огромный инвестиционный потенциал, собственный и зарубежный, стать страной-экспортером не только нефти, но и целого ряда промышленных товаров, производиться которые будут на территории королевства.
Теперь становятся объяснимыми возникшие некоторое время назад слухи о приватизации части акций SA (5% акций), которые КСА якобы собирается продать. В процентном выражении это мало, но никто не знает, сколько это в денежном выражении, даже приблизительно. Дело в том, что до недавнего времени никому не могло прийти в голову, что какая-то часть госпакета акций SA уйдет с молотка. Поэтому никто всерьез не задумывался о стоимости этого глобального экономического монстра. Если, как теперь официально заявлено, продажа 5% акций SA состоится, то станет известна и вся рыночная стоимость компании, а это даст государству представление о том, какими на самом деле экономическими ресурсами оно располагает.
В контексте предстоящих реформ становится понятна и еще одна идея, витавшая в жарком аравийском воздухе последнее время. Как известно, население КСА разделено в пропорции 2:1 на своих и чужих, коренных граждан и трудовых мигрантов.
Речь идет по меньшей мере о 21 и 10,5 миллионах человек соответственно, неравенство прав которых в экономической, политической, социальной сферах очевидно. Вступая на путь реформ, то есть экономически целесообразного, элементарно рентабельного развития, открывая широкие возможности для индивидуального предпринимательства и частной инициативы, власти королевства справедливо опасаются, что армия дискриминируемых мигрантов может стать причиной социальной и даже политической нестабильности. Поэтому в саудовской прессе высказывается мнение, что в ближайшем будущем страна откажется от практики спонсорства, когда у каждого экспата есть «кафиль» – поручитель из местных жителей, оплативший его приезд — по $ 4-4,5 тыс. за человека. Что греха таить, такой «распорядитель судьбы мигранта» нередко творит произвол в отношении зависимого от него иностранца, оказывая на него моральное давление.
Говорят, что новая система, без которой никакое ускоренное развитие невозможно, будет выстроена по американской модели, что обеспечит введение в королевстве статуса постоянного резидента, обладателя знаменитой в США иммиграционной визы — грин-карты.
Два вышеназванных термина – «перестройка» и «приватизация», а также намерение развивать экономику «ускоренными темпами» подталкивают к историческим аналогиям – сравнить объявленные сегодня в Саудовской Аравии реформы с «Перестройкой» в СССР. Напомню, что тогда все началось с выступления Михаила Горбачева на апрельском 1985 года пленуме ЦК КПСС, в котором он анонсировал программу широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», а завершилось через шесть лет распадом СССР. В «Национальном плане развития КСА до 2030 года» также говорится о необходимости ускоренного развития и реформирования страны с учетом глобальных экономических вызовов, правда, задачи ставятся конкретные, и на первый взгляд выполнимые.
С другой стороны, продолжая аналогию, вспомним памятную многим россиянам линейку смыслов 80-90-х годов прошлого века — перестройка, ускорение, приватизация, гласность и демократизация, имевшие столь далеко идущие последствия для Советского Союза и всех его жителей. В свете объявленных реформ эта линейка смыслов очевидно входит на повестку дня в аравийском королевстве. И если с перестройкой, ускорением, даже приватизацией все более-менее понятно, то с решением задач гласности и демократизации у аравийской абсолютной монархии неизбежно возникнут трудности.
Речь идет не о «ваххабизме», который порой совершенно безосновательно отождествляется с «государственной идеологией КСА», а о неизбежной при столь масштабных преобразованиях радикальной трансформации традиционных общественных устоев королевства, его морали, а главное – идентичности его подданных. Это, в свою очередь, повлечет за собой множество последствий, предсказать которые заранее никто не может.
И самое главное, о 2030 годе в саудовском плане говорится так, словно именно тогда все нефтяные запасы иссякнут, но прогнозы говорят о другом — нефти в мире еще много. Невольно на ум приходит мысль, что, может быть, мы уже вступаем в эпоху новой, ненефтяной энергетики — именно ее развитие объявлено главной задачей грядущих 14 лет, и на нее будут направлены не миллиарды, а триллионы инвестиций.
Может быть, текущие цены на нефть потому так мало волнуют глобальных лидеров энергетики, что они приступили к решению другой задачи – проскользнуть в узкое горлышко энергетической революции, чтобы оказаться по ту сторону реальности, где успех уже не будет связан с нефтью.
Евгений Зеленев, руководитель Департамента востоковедения и африканистики Петербургского филиала Высшей школы экономики, профессор, из столицы Саудовской Аравии Эр-Рияд, где находится в научной командировке