Молодые петербургские предприниматели придумали, как построить бизнес-империю из бытовых 3d-принтеров. Достаточно предложить покупателям агрегатов напечатать с их помощью детали для таких же 3d-принтеров за солидное вознаграждение. Наступит ли крах массового производства с внедрением 3d-принтеров в быт, разбиралась «Фонтанка».
Система простая. Авторы проекта «FasterBot» Валерий Ост и Максим Никонов собирают 3d-принтеры из деталей, которые покупают в Китае и в России. Себестоимость одного готового изделия, по словам предпринимателей, составляет около 13 тысяч рублей. В продажу принтеры под маркой «FasterBot» поступают уже за 40 тысяч рублей. Если покупатель, используя свое приобретение, напечатает пять комплектов деталей для сборки новых принтеров, компания примет их у него за 10 тысяч рублей. По мнению новаторов, это должно сделать покупку 3d-принтера «FasterBot» привлекательным вложением средств — ведь это не просто гаджет для забавы, а средство производства на дому.
Стоимость катушки пластика ABS для 3d-принтера сегодня колеблется от 1300 до 4300 рублей за 750 г. «FasterBot» предлагает такую катушку от собственного поставщика за 500 рублей, что удешевляет производство. Но при условии, что детали будут получаться с первого раза — а для этого нужна определенная сноровка. В процессе печати пластик плавится и пахнет. Помещение, в котором стоит 3d-принтер, рекомендуется проветривать или оборудовать вытяжкой. В то же время при малейшем сквозняке пластик застывает и деталь может «повести». Готовые модели для 3d-печати можно скачивать из Интернета. Чтобы создавать что-то свое, придется учиться 3d-моделированию. В настоящее время сфера применения 3d-принтеров — малотиражное производство по спецзаказам, сувенирная продукция, детали конструкторов для детей. Печатать пистолеты не получится — во-первых, это уголовное преступление, во-вторых, ABS-пластик — слишком мягкий материал.
В перспективе Валерий Ост и Максим Никонов обещают развить платформу для краудворкинга в Интернете, где одни люди будут размещать заказы на производство чего-то, что можно распечатать на 3d-принтере, а другие — выполнять эти заказы за вознаграждение.
«Кому-то может показаться, что это похоже на пирамиду или сетевой маркетинг, но мы предпочитаем называть это «гербалайф без послевкусия», потому что у покупателей в любом случае остается работающий 3d-принтер», – говорит Максим Никонов.
Пока предпринимателям удалось продать 18 аппаратов, возможностью вернуть 10 тысяч рублей от стоимости принтера воспользовались пять человек. Но уже через год петербуржцы планируют продать минимум сто 3d-принтеров и заработать на своей идее первый миллион рублей.