"Стакан наполовину полон - стакан наполовину пуст": в таком ключе в Германии обсуждаются сенсационные итоги выборов в ландтаги 13 марта.
Выборы в парламенты трёх федеральных земель, прошедшие в Германии в минувшее воскресенье, в какой-то степени можно сравнить с идущими в США праймериз. В обоих случаях "традиционные" политики теряют очки, из чего многие делают выводы о провале политики действующего правительства.
Лидеров обеих стран, отметим в скобках, в последнее время в России не жалуют, президент Обама и канцлер Меркель были "паровозами" введения против нас санкций. Политологи предлагают не спешить с выводами: праймериз – ещё не выборы, а до голосования за федерального канцлера в бундестаге – и вовсе полтора года. Но пока побеждают "новички" с популярными воззваниями и антиисламскими выступлениями. За что и против чего выступили немцы в трёх федеральных землях в минувшее воскресенье – выясняла "Фонтанка".
В воскресенье, 13 марта, в трёх федеральных землях ФРГ прошли выборы в местные парламенты – ландтаги. Сенсацией стал успех право-популистской "Альтернативы для Германии" (AfD), которая шла на выборы под лозунгами борьбы с приёмом беженцев с Востока. В восточной экс-социалистической Саксонии-Анхальт эта партия с места в карьер набрала 24,3 процента. В зажиточных юго-западных Райнланд-Пфальце и Баден-Вюртемберге – 15 и 12 процентов, соответственно. Для партии-новичка, существующей всего 3 года, – фантастический триумф. Христианско-демократический союз (CDU) Ангелы Меркель во всех трёх землях потерял позиции, как и вторая правящая партия – Социал-демократическая (SPD).
Для CDU дела хуже всего обстоят в Баден-Вюртемберге: там у "партии Меркель" – сразу минус 12 процентов. Правда, даже при этом она заняла в этой земле второе место. А лидером впервые за всё время своего существования стали "Зелёные", набрав 30,3 процента. Вторая правящая партия, SPD, набрала всего 12,7 процента. Ещё одним сюрпризом стал успех либералов в Баден-Вюртемберге: Свободная демократическая партия (FPD) получила 8,3 процента голосов, улучшив прошлый результат почти вдвое.
В Райнланд-Пфальце "партия Меркель" потеряла относительно немного – 3,4 процента голосов. Там она тоже занимает второе место, а на первом – социал-демократы, которым удалось по сравнению с 2011 годом даже приподняться на полпроцента.
Самые оглушительные результаты "Альтернатива" показала, повторим, в восточной экс-социалистической Саксонии-Анхальт, став здесь второй по представительству в парламенте. Потери CDU в этой земле небольшие, меньше 3 процентов, и здесь, несмотря на успех "Альтернативы", лидером осталась "партия Меркель". Третье место заняли "Левые", которые в западных землях вообще не прошли. Причём и тут они потеряли 7,4 процента. А у близких к ним социал-демократов – разгром: минус 11 процентов.
Альтернатива "Альтернативы"
До минувшего воскресенья "Альтернатива для Германии" была представлена в парламентах пяти земель ФРГ. Это само по себе поразительно для такой юной партии. Её учредительный съезд прошёл в апреле 2013 года, а уже в сентябре 2014-го она пожинала первые успехи. В Саксонии, это бывшая территория ГДР, партия неожиданно для всех набрала 9,7 процента. Через две недели она закрепила успех, проведя депутатов в парламенты ещё двух восточногерманских земель – Бранденбурга и Тюрингии. В феврале 2015-го она впервые преодолела 5-процентный барьер в западной части страны – в Гамбурге. Ещё через 3 месяца – в Бремене.
Но те, кто ознакомится с программой "Альтернативы" годичной давности, удивятся случившимся переменам. Год назад, напомним, проблема беженцев ещё не стояла в Германии так остро. И "Альтернативу" называли "партией еврокритиков": она ратовала за выход Германии из Евросоюза, за упразднение евро и возврат к дойчмарке. Её успех в бывших социалистических землях считали понятным, но кратковременным, в двух городах в западной части – случайным.
– Я ошибался, предсказывая, что эта партия скоро сойдёт со сцены, – признал в разговоре с "Фонтанкой" германист Александр Кокеев, ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН. – Но это выглядело смешно: убеждать немцев, что надо вернуться к дойчмарке.
В 2015 году тема возврата к дойчмарке действительно выглядела неубедительно. И "Альтернатива" подхватила более "горячий" тренд: борьбу с наплывом мигрантов. Прошедшие в воскресенье выборы создают ощущение, что правые популисты сделали правильный поворот, что сегодня бороться с беженцами в Германии выгоднее, чем с евровалютой.
Но если оценить расклад на прошедших выборах целиком, а не только успех ультраправых, то радость противников Ангелы Меркель и её миграционной политики тускнеет.
Левые и неправые
Считается, что потери "традиционных" партий объясняются тем же, чем успехи ультраправых популистов: позицией по поводу беженцев. Действительно, партия Ангелы Меркель с её политикой "открытых дверей" теряла голоса.
– Но обратите внимание, что партия Меркель как раз потеряла немного, 2-3 процента, – отмечает Александр Кокеев.
Самым обидным для христианских демократов должно быть поражение в экономически благополучном Баден-Вюртемберге, который до сих пор считался "вотчиной" CDU. Там "партия Меркель" понесла самую большую потерю. Но была ли причиной этому миграционная политика?
– В Баден-Вюртемберге победили "Зелёные", – напоминает Александр Кокеев. – А они в вопросе о беженцах – точно такие же, как Меркель. Все обращают внимание на то, что отношение немцев к политикам якобы изменилось из-за беженцев, но тогда не очень понятно, как одни и те же "Зелёные" набирают 30 процентов в Баден-Вюртемберге, а тут же рядом в Райнланд-Пфальце – 5,3 процента.
Победу "Зелёных" в Баден-Вюртемберге немецкая пресса объясняет личностью премьер-министра земли – члена этой партии Винфрида Кречмана: его здесь просто любят. И действительно, в соседнем Райнланд-Пфальце "Зелёные" с трудом перебрались за 5-процентный барьер. Зато там на первое место вышли социал-демократы – благодаря их лидеру и премьер-министру земли Малу Дрейер. Как пишет Reuters, оба эти лидера "копировали стиль канцлера Ангелы Меркель в избирательной кампании 2013 года". "Партия Меркель" в обеих этих землях – вторая. Вместе с другими партиями, которые поддерживают политику "открытых дверей", как "Левые", или практически не говорят о беженцах, как "Свободная партия", они будут контролировать порядка трёх четвертей мест в ландтагах.
"При таком результате Меркель должна бы плакать от счастья, – пишет по этому поводу Tagesspiegel. – Почти три четверти избирателей в Баден-Вюртемберге, Райнланд-Пфальце и Саксонии-Анхальт проголосовали за партии, которые поддерживают её политику в отношении беженцев".
Александр Кокеев считает, что "фактор беженцев" в успехе "Альтернативы" хоть и существовал, но был преувеличен.
– Надо иметь в виду, что всё-таки это – земельные выборы, – напоминает германист. – И в центре были не беженцы, а земельные проблемы, социалка. Поэтому такие разные везде результаты. Конечно, на этот раз даже на чисто земельных выборах проблема беженцев вставала остро: страх перед исламом, перед терактами, перед повышением цен на жильё, которое прогнозируют в связи с беженцами, кёльнские события и так далее. Но нельзя забывать, что земельные выборы происходят по другим критериям: решается то, как будет управляться именно эта земля. Работа магазинов – до или после 18 часов, социалка и так далее.
Reuters объясняет достижения "Альтернативы" высокой явкой на выборы: по мнению издания, ей удалось вытащить на участки избирателей, прежде не ходивших на выборы, и новички-избиратели проголосовали за партию-новичка.
Меркельномика
Успех "Альтернативы для Германии", требующей закрыть страну для беженцев, означает неудачу политики Ангелы Меркель: об этом наутро после выборов писала не только российская пресса. Neue Zuericher Zeitung, например, назвала голосование и «катастрофой для берлинских правящих партий» и «предупредительным выстрелом» для госпожи канцлера. Однако статистика, замечает германист Александр Кокеев, говорит о том, что завтра-послезавтра отставки Ангелы Меркель ждать не стоит. А если ситуация законсервируется в нынешнем состоянии, то у её партии и у неё самой по-прежнему хорошие шансы и на переизбрание в 2018 году.
– Сейчас поддержка Ангелы Меркель в Германии – 54 процента, – рассказывает Александр Кокеев. – Да, она раньше была на уровне 67 процентов, поэтому сейчас пишут, что доверие падает. Но 54 процента в Европе, к тому же – для политика, который уже 10 лет находится у власти, это колоссальная поддержка. По итогам 2015 года Германия бьёт неслыханные рекорды в экономике: в уровне безработицы – он очень низкий, в повышении внутреннего спроса – то есть немцы стали больше покупать. А эти вопросы для гражданина всегда важнее, чем какие-то нахлынувшие мусульмане. Если у человека растёт зарплата и он больше покупает, то он скорее проголосует за партию действующего канцлера.
По мнению Александра Кокеева, неудача традиционных партий 13 марта, напротив, сделала кандидатуру Ангелы Меркель сегодня практически безальтернативной: ближайшие конкуренты, социал-демократы, прежде готовы были выдвинуть своего кандидата, но поражение в это воскресенье заставит их отказаться от планов.
– Так что разговоры о "зашатавшемся кресле" под Меркель – это просто смешно, – уверен Кокеев. – Я не утверждаю, что она обязательно останется ещё на один срок. Но до выборов ещё полтора года, и до тех пор никто её в отставку не отправит.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"