Следующей зимой коммунальщики наконец испытают в центре Петербурга гранитную крошку, о чем горожане просят уже много лет.
Специализированные предприятия начали массово применять гранитную крошку на улицах Петербурга в 2012 году. На внедрении этой инновации настоял вице-губернатор Сергей Козырев, который должен был так наладить работу ЖКХ, чтобы в Петербурге больше никогда не повторился кошмар двух аномальных зим эпохи Валентины Матвиенко. Однако большинство горожан за прошедшие три года так и не протестировали эту коммунальную новинку.
Дело в том, что сейчас гранитной крошкой посыпают второстепенные дороги только в пригородных районах – Курортном, Пушкинском и Петродворцовом. В среднем в год расходуется около 2 тысяч тонн этого материала. Объясняя, почему нельзя проверить ее действие в центральной части Петербурга, коммунальщики всегда приводили два железобетонных аргумента. Например, их называл в интервью «Фонтанке» предыдущий глава комитета по благоустройству Владимир Абраменко.
Первый аргумент, на который ссылались чиновники, – в соответствии с действующим ГОСТами, улицы нужно зачищать до асфальта. А крошка эффективно действует только в том случае, если на дороге остается снежный накат. Если же она останется на бесснежной проезжей части, то будет, наоборот, вредить. Второй аргумент – крошка забивает ливневую канализацию, поэтому использовать ее можно только там, где вода уходит с дорог по старинке – по канавам.
Однако теперь вдруг выяснилось, что настолько жестких ограничений не существует. Это революционное признание коммунальщики сделали на заседании комиссии ЗакСа по транспортному комплексу, которое состоялось 4 февраля и было как раз посвящено возможности применения гранитной крошки.
Как рассказал первый зампред комитета по благоустройству Сергей Малинин, как такового ГОСТа о зачистке дороги до асфальта не существует. «Должен быть определенный коэффициент сцепления с проезжей частью. Если крошка его даст, то можно оставить накат», – рассказал он. Что же касается канализации, то сейчас Водоканал анализирует, при каких условиях вред от мелкого гранита может быть минимизирован.
По словам замдиректора дирекции водоотведения Дмитрия Михайлова, около 70% города обслуживает общесплавная канализация. Это означает, что вода с проезжей части и продукты жизнедеятельности граждан идут на очистные сооружения в одном коллекторе. Крошка может существенно тормозить движение этих масс, а также усложнит процесс их очистки. Иная ситуация там, где раздельная канализация – ливневая и бытовая. Как говорят в Водоканале, теоретически «ливневка» могла бы справиться с крошкой, однако сначала нужно провести расчеты – какой будет скорость движения стоков, не будут ли лотки и колодцы забиваться до такой степени, что Петербург превратится в Венецию, а также как будет организован процесс фильтарции воды на очистных сооружениях.
В центральной части города раздельная канализация встречается на Васильевском острове. Кроме того, аналогичным образом устроено подземное царство Водоканала в новых кварталах – на Парнасе, в Приморском районе. По данным «Фонтанки», нынешний глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский и руководство предприятия уже обсуждали, чтобы следующей зимой провести эксперимент и выделить под крошку определенный квартал, в том числе – в центре Петербурга. В частности, ее, возможно, будут сыпать на узкие тротуары того же Васильевского. А чтобы горожане заметили новый материал и не приняли его за новый страшный реагент, будут закупать крошку красного или любого другого яркого цвета. Зачем так делать – непонятно, да и стоимость крашеной крошки будет дороже.
Но и для эксперимента нужно будет решить еще ряд моментов. Например, четко определить, что делать с крошкой в случае наступления оттепели. В Финляндии, где этот материал давно используют для борьбы со скользкостью, ее собирают специальными уличными пылесосами. Сейчас в ведении дорожных предприятий есть бельгийские пылесосы, купленные в 2013 году по цене в 900 тысяч рублей за штуку. Однако, по словам Сергея Малинина, для сбора гранитной крошки они не предназначены, нужно будет докупить технику.
Отметим: ранее нынешнее руководство комитета по благоустройству оспорило еще один миф своих предшественников, в соответствии с которым убирать город без применения соли невозможно. Весь январь город очищался от снега только с помощью песко-соляной смеси, что вызвало положительную реакцию горожан. 4 февраля в Смольный даже прибыл замдиректора Центра управления дорожным движением города Москвы Александр Поляков, которого столичная мэрия делегировала для изучения петербургского опыта.
Он встретился с руководством смольнинского комитета по благоустройству, пожаловался, что лично страдает от большого количества соли на дорогах столицы, и попросил своих коллег заполнить масштабную таблицу с показателями по температуре воздуха, влажности, осадкам, количеству ДТП и т. д. Изучив ее впоследствии, столичные чиновники примут окончательное решение, стоит ли идти на аналогичный эксперимент. Пока они будут думать, Петербург может сделать следующий шаг и расширить наконец применение гранитной крошки, о чем горожане, побывавшие в Финляндии, давно просят Смольный.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
Сейчас одна тонна необходимой фракции 2-4 мм обходится в среднем в 1,5 тысячи рублей. Песок, по словам первого зампреда комитета по благоустройству Сергея Малинина, дорожные предприятия покупают на 600 – 700 рублей за тонну, а соль – за 2,7 тысячи.