18 января 1943 года ленинградское радио передало, что ночью, в результате операции, проведенной войсками Волховского и Ленинградского фронтов, советские войска разорвали кольца блокады на участке вдоль южного побережья Ладожского озера.
На отвоеванной полоске стали спешно строить железную дорогу, которая, правда, находилась постоянно под огнем немецких войск. Однако противник потерял базы своих катеров и береговые батареи и «дорога жизни» по льду Ладожского озера стала работать гораздо активнее.
Угроза голодной смерти для сотен тысяч человек постепенно отступала. Именно голод стал причиной гибели более 600 тысяч человек. Для сравнения, столько людей живут в Риге или Хельсинки. Это в несколько десятков раз больше, чем погибло от артобстрелов и бомбежек. Но, с другой стороны, из Ленинграда было эвакуировано порядка полутора миллионов человек и к моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения.
Блокада Ленинграда широко обсуждается с той или иной степенью такта различными историками и журналистами. Но есть еще специалисты, о работе которых мало кто знает. Это аналитики, занимающиеся проблемами, возникающими при крупных природных и техногенных катастрофах.
Для них история блокады Ленинграда — это урок на будущее, которого всем хотелось бы избежать. Да, там были и ошибки, и преступления, но был и героизм, и гениальные находки, и решения. Ошибки обычно изучаются очень внимательно, а вот удивительные достижения как-то обходят вниманием. Но мы о них обязательно расскажем.