Чиновники намерены принять решительные меры по недопущению нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. План таких мероприятий («дорожную карту») 2 сентября подписал вице-премьер Аркадий Дворкович.
Действующее законодательство предусматривает, что владельцы грузовиков, габариты или нагрузка на ось которых превышают установленные нормативы, должны платить специальные взносы. Такие отчисления призваны компенсировать причиняемый дорожному полотну чрезмерный ущерб. Однако действующие механизмы борьбы с нарушителями установленных правил, по мнению чиновников, остаются неэффективными.
Для решения такой задачи уже до конца года дорожным службам могут быть предоставлены дополнительные полномочия. В частности, сотрудники Ространснадзора получат право останавливать грузовики на пунктах весового и габаритного контроля, а при выявлении нарушений – задерживать тяжеловесные и крупногабаритные транспортные средства. К административной ответственности за превышение допустимых весовых и габаритных ограничений предлагается привлекать также грузоотправителей, а вот повторный проступок для водителей может привести к лишению прав.
Для фиксации таких нарушений будут использоваться работающие в автоматическом режиме системы фото- и видеоконтроля, фиксирующие параметры (нагрузка на ось) проезжающих транспортных средств без снижения скорости движения и передающие данные в надзорные органы. В течение ближайших шести лет на магистралях федерального значения должно быть обустроено 387 таких пунктов весогабаритного контроля. Реализовать этот проект планируется в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Отметим, что, по данным Федерального дорожного агентства (Росавтодора), с нарушением правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств сегодня осуществляется около 30 – 40 процентов грузоперевозок, а ежегодный ущерб от них оценивается в 2,6 трлн рублей. Ведь разрушающее воздействие от таких грузовиков почти в 4,5 раза превышает причиняемый обычным автомобилем вред. «Это негативное воздействие тяжеловесного транспорта усиливается тем, что технические характеристики федеральных дорог, построенных в основном в прошлом веке, недостаточно соответствуют воздействию современных транспортных средств. Лишь менее 12 процентов протяженности федеральных дорог рассчитаны на пропуск транспортных средств с осевой нагрузкой свыше 11,5 тонны. Более трети протяженности рассчитаны на пропуск осевых нагрузок менее 10 тонн», – констатировал на прошедшей 13 августа конференции заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.
Напомним, что с 15 ноября владельцы грузовиков максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн обязаны будут платить новый так называемый (https://www.fontanka.ru/2015/08/06/903/) «дорожный налог» в размере 3,06 рубля за каждый километр, пройденный по автодорогам федерального значения.