Для фиксации противоправных действий страховщиков автовладельцы могут использовать видеозапись. Специальные разъяснения по борьбе с недобросовестными страховыми компаниями издал Банк России.
Надзорный орган собрал чаще всего встречающиеся нарушения прав автомобилистов. В первую очередь – уклонение от оформления полиса ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, попытка завысить стоимость страхования из-за отсутствия информации о коэффициенте «бонус-малус», задержки или занижения выплат и другие.
Банк России напоминает, что уже почти год (с 1 августа 2014 года) должностные лица страховых компаний могут быть оштрафованы за необоснованный отказ в заключении публичного договора. Но – «при отсутствии доказательств нарушения страховой организацией принятие к ней мер Банком России не представляется возможным», – поясняют в надзорном органе.
Сбор таких доказательств чиновники возлагают на самих автовладельцев. В частности, предлагается по установленной форме заполнить заявление (оферту) и направить ее через ФГУП «Почта России» (письмом с уведомлением о вручении). Кроме того, доказательством отказа в заключение договора ОСАГО или навязывания дополнительных услуг может быть аудио- или видеозапись, включающая информацию об обстоятельствах и целях съемки, а также электронную дату фиксации нарушения. На основании таких материалов Банк России обещает применить к страховщику соответствующие меры.
Также надзорный орган намерен реагировать и на жалобы, касающиеся отказов страховых компаний принимать заявления под предлогом представления неполного комплекта документов, длительного рассмотрения вопроса о выплате возмещения по ОСАГО или КАСКО (включая несвоевременное представление мотивированного ответа, направления автомобиля на ремонт и прочие).
По заявлениям автовладельцев Банк России готов проверять и актуализировать сведения о коэффициенте «бонус-малус». Соответствующие данные будут запрашиваться у Российского союза страховщиков (РСА) и ранее оформлявших полис страховых компаний, после чего вноситься в единую базу данных (АСИ ОСАГО).
А вот не согласным с размером выплаты придется самостоятельно обращаться в суд: «Банк России не вправе обязывать страховую организацию выплатить страховое возмещение по договору страхования, не проводит оценку правильности заключений экспертных организаций и, следовательно, не имеет возможности делать вывод о соразмерности страховой выплаты», – отмечается в разъяснениях.
Кроме того, Банк России напоминает, что по закону в каждом субъекте Федерации занимающаяся ОСАГО компания должна иметь как минимум один пункт выплаты, но место его нахождения не регламентируется. Недобросовестные участники рынка в убыточных регионах размещают такие офисы в удаленных и труднодоступных населенных пунктах. «При наличии хотя бы одного пункта урегулирования убытков на территории субъекта Российской Федерации, страховщик соответствует требованиям закона», – констатируют в надзорном органе.
Напомним, что за многочисленные факты уклонения от оформления полисов ОСАГО, навязывание дополнительных страховок и нежелание учитывать коэффициент «бонус-малус» Банк России ограничил лицензию крупнейшего российского страховщика – ОАО «Росгосстрах».