Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Как Финляндия разгоняется на электрокарах

Как Финляндия разгоняется на электрокарах

202

Европа сегодня поглощена идеей возвращения на континент рабочих мест в реальном секторе. Пока энтузиасты мечтали о благословенном будущем, когда фабрики и заводы заменят 3D-принтеры, деятели реальной экономики и политики пытались понять: что сделать для того, чтобы вновь запустить промышленное производство на своем континенте, а не отдавать рабочие места в Китай или Индию. Выгода от такого переноса оказалась достаточно краткосрочной, а проблемы — долговременными. Одной из них стала потеря преемственности в рабочих профессиях, и как следствие — падение качества продукции.

Возникло опасение, что исчезновение промышленных рабочих приведет к тому, что Европа просто станет так же зависима от заграничных производителей, как Россия — от своей нефти. Как следствие, в середине июля 2014 года новый глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объявил о начале программы по «реиндустриализации Европы», которая включает в себя не только выделение 300 млрд евро для создания новых рабочих мест для молодежи, но и стимулирование новых подходов к организации бизнеса. Это можно рассмотреть на финском примере.

Вариант «Европа-21»

В Финляндии работают промышленные компании, которые занимаются разработкой конкретной идеи, доводя ее до мелкосерийного производства. Это небольшие фирмы, с минимумом управленческого персонала. Им не надо строить огромные цеха, главная задача — собрать хотя бы один-два работающих экземпляра и создать пакет технической документации для запуска изделия в серийное производство.

На таких фирмах нет производственной гонки. Это позволяет использовать труд рабочих и инженеров пенсионного возраста, но обладающих неоценимым опытом и навыками. Рядом с ними, как показывает практика, отлично учатся молодые специалисты. Такие небольшие компании необременительны в плане поддержки их развития, но в случае успеха они могут принести значительный доход.

Крупные компании, занятые серийным производством, в идеале могут вообще не связываться с опытно-конструкторскими работами. Образно говоря, они покупают 1 работающий экземпляр и чемодан с чертежами и запускают производство уже отработанной, испытанной модели. Таким образом, снижаются шансы, что большое производство, на котором работают сотни или тысячи человек - крупный налогоплательщик или даже градообразующее предприятие, - не окажется без работы.

Схема не является абсолютной новинкой, но очень часто в финской практике инженерные стартапы искали производителя за рубежами Финляндии, в странах с дешевой рабочей силой, например — в Китае. При этом производственные мощности в самой Финляндии закрывались. Однако новая европейская идеология «реиндустриализации» может вдохнуть в финское производство новые силы, тем более что здесь есть все возможности для ее реализации — например, в перспективном направлении «электрического» автопрома.

Финское автопроизводство

Вряд ли кто считает Финляндию автомобилестроительной державой, хотя по миру бегают сотни тысяч машин, собранных в этой стране. Собирались они на заводе концерна Valtion Metallitehtaat («Государственная металлообработка») или Valmet с 1968 года, когда из ворот завода в городе Уусикаупунки выбежал первый 90-й "Сааб". Всего финские автостроители выпустили до 2003 года более 740 тысяч "Саабов" различных моделей.

В Уусикаупунки выпускали и знаменитую Opel Calibra, а с 90-х началось производство Porshe моделей Boxter и Cayman S. Затем последовали электромобили Fisker Karma (премиального сегмента) и Think City (городской микроэлектромобиль). С 2013 года финны выпускают Mercedes-Benz A-class.

Однако наиболее примечательным примером было производство автомобиля ВАЗ 2109, который известен как Euro-Samara. Финские специалисты модернизировали автомобиль по европейским стандартам. Корпус машины проходил усиленную антикоррозийную обработку специальными мастиками, финны создали новую приборную панель, укрепили двери, расширили сиденбя, улучшили светотехнику. На машины стали ставить двигатель General Motors. В 1997 году этот автомобиль Euro-Samara был признан немецким автомобильным клубом ADAC самым дешевым автомобилем и в эксплуатации, и в своем классе.

Финская компания продемонстрировала, как важна гибкость производственного цикла, умение работать в режиме «на заказ». Одной из "фишек" финского производителя являлись кабриолеты со специальными опциями, но при этом они могли выпускать серийные потребительские машины. Сейчас финны готовы и к эксклюзиву, и к потоку в объеме 100 тыс. машин ежегодно. А эксклюзив, причем свой, финский, возможно уже на подходе.

Таинственный незнакомец

В апреле этого года финские инженеры представили в Монако суперэлектрокар Toroidion мощностью в 1341 лошадиную силу — или 1 мегаватт. Финны планируют начать мелкосерийное производство этого электромобиля, сначала как гоночный автомобиль, затем как игрушку для богачей, ну а потом возможно применить разработанные ими решения в массовом сегменте.

Появление в Монако электрокара мощностью 1000 киловатт именно из Финляндии не вызвало в среде специалистов особого шока — именно потому, что финны уже имеют репутацию умелых мастеров в области custom-автомобилей. Небольшая компания, в которой работает всего 15 человек под руководством Паси Пеннанена, за четыре года создала не просто сверхмощный электромобиль, но и новую систему батарей. Фирма пока не раскрывает своих карт, ее сайт поражает лаконизмом, однако уже известно, что Toroidion имеет съемную батарею, которую можно забрать в помещение и заряжать от обычной розетки. Возможно, что именно батарейка или система зарядки — это и есть самое главное в Toroidionе.

Стоимость первых машин, по словам создателей, может варьироваться от 1,5 до 3,5 млн долларов, но с получением инвестиций и заказов возможно массовое производство. Что-то там есть еще — о чем не говорят, — что позволит применять разработанную систему даже для летательных аппаратов.

О планах создателей Toroidion сейчас судить трудно, но не исключено, что после того, как создатели этой машины «снимут сливки», ее как раз и передадут стороннему производителю, который адаптирует это авто для нужд широкого рынка.

Дорогой «Мира»

Так что, если вы придумаете и сделаете какой-то новый автомобиль, мотоцикл или стиральную машину, нужно будет искать фирму, которая возьмется выпускать ваше изобретение, доведя его до ума. Может быть, вы найдете производителя у себя дома, возможно — у финских соседей. Тем более что существует прецедент такого сотрудничества.

Блокбастер «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона прославил не только своего создателя и исполнителей главных ролей, но и подводные аппараты «Мир», которые опускались к затонувшему лайнеру с борта научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Эти подводные аппараты с максимальной глубиной погружения в 6000 метров имеют интересную историю. Первоначальная идея и базовая разработка были проведены в Академии наук СССР и КБ «Лазурит» еще в начале 80-х годов прошлого века. Но вот выполнение столь сложной работы, требующей высочайшей культуры производства, было поручено финской компании Rauma-Repola Oceanics OY, которая отлично справилась с задачей в 1987 году.

Из-за того, что финны не имели права использовать американские технологии в связи с запретом на экспорт в СССР высокотехнологичной продукции, финские инженеры разработали собственные аналоги, которые прошли за четверть века проверку водными пучинами.

Возможно, что и в случае с «MaRussia» и «Ё-мобилем» нужно было идти именно таким путем — передать разработанные прототипы финским специалистам, отладить производство на их площадках, а затем в случае коммерческого успеха — думать и о размещении производства у себя. В этом нет ничего стыдного или непатриотичного — в конечном счете и Петр Первый не гнушался учиться у европейцев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях