Сегодняшняя ситуация с Фондом национального благосостояния – путь к повышению пенсионного возраста в России, в этом убеждены аналитики. Нефтяные и газовые гиганты во главе с компанией "Роснефть" встали в очередь за деньгами фонда. Когда они его вычерпают, а случиться это может уже в следующем году, покрыть дефицит Пенсионного фонда станет нечем. Государство будет вынуждено заставить 60-летних граждан работать дальше. А Фонд национального благосостояния превратится в своего рода "кассу взаимопомощи".
В пятницу министр финансов Антон Силуанов сообщил, что заявка "Роснефти" на 2 триллиона рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) целиком исполнена, видимо, не будет. Напомним, что летом "Роснефть" попросила помощи у государства – 1,5 триллиона рублей из ФНБ. Но рубль подешевел, и рублёвая сумма, видимо, подросла. Кроме "Роснефти", денег попросила газовая компания "Новатэк": как заявил глава Минфина,"от 80 до 150 миллиардов рублей" на строительство терминала по сжижению газа на Ямале. Вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что фонд, дескать, не резиновый, "на всех не хватит". Но ведь никто и не говорит, что "национального благосостояния" должно хватить на всех. Главное, чтобы хватило самым нуждающимся.
Фонд будущих поколений
В 2013 году, согласно отчёту на сайте "Роснефти", её выручка составила 4,7 триллиона рублей, доход от операционной деятельности – 1,2 триллиона, чистая прибыль – 551 миллиард. Этот год в компании называют рекордным.
Но и расходы у "Роснефти" были немалые. Для завершения сделки по приобретению компании ТНК-ВР она привлекла кредиты на 31 миллиард долларов. Общую её задолженность глава аналитической службы ИК "Доходъ" Всеволод Лобов оценивает в 2,2 триллиона рублей.
– "Роснефти" необходимо рефинансировать долг, – объясняет он. – Это нормальная ситуация, когда компания берёт в долг – и потом постоянно поддерживает какой-то его уровень с помощью новых кредитов. Но "Роснефть" попала под санкции и не может обратиться в западные банки за кредитом под 3-5%. А большие ставки для такой компании убийственны.
В самой "Роснефти" опровергают заявления экспертов о том, что просят денег на погашение долгов. И говорят, что средства нужны на реализацию инвестиционной программы.
– "Роснефти" действительно не нужны деньги на погашение долгов, – в принципе согласен с этим партнёр и аналитик агентства RusEnergy Михаил Крутихин. – Но если она будет гасить долги, то у неё не будет денег на инвестиционные программы. Потому что деньги уходят на погашение долгов.
Другое дело, продолжает аналитик, что ситуация, в которой оказалась "Роснефть", никак не связана с санкциями (подробно о ситуации с проектами компаний, претендующих на средства ФНБ, читайте в его интервью).
– Санкции тут вообще ни при чём, – считает он. – Компания стала кусать кусок, который ей по размерам рта не подошёл. У неё не было денег, а она влезла в гигантские долги, чтобы укрупниться.
По словам Крутихина, "Роснефть" влезла в долги ради сделок по поглощению нефтяных компаний, в частности – ТНК-ВР. И не просто в долги: она вдобавок заключила с нефтетрейдерами сделки, по которым заранее продала ещё не добытую нефть на 10 миллиардов долларов. То есть почти на размер своей годовой прибыли.
Кроме того, ещё до этой сделки, в 2009 году, "Роснефть" кредитовалась в Китае. А потом подписала контракт, по которому обязалась возвращать кредит будущими поставками нефти. На сумму, вдвое превышающую её годовой доход.
– "Роснефть" заняла у китайцев 70 миллиардов долларов под будущие поставки, – говорит Михаил Крутихин. – И когда приходит очередной денежный транш от китайцев, его используют для того, чтобы обслужить предыдущие долги.
В российских банках "Роснефть", по оценкам Всеволода Лобова, могла бы получить кредит под 12% годовых, в китайских – от 7% до 11%. Фонд национального благосостояния финансирует инвестиционные проекты под проценты "инфляция плюс один". Если рассчитывать, что инфляция будет соответствовать прогнозам, то ставка получится чуть меньше, чем у китайцев, – 6,5%. Это тоже, учитывая размер долга, довольно много.
Впрочем, политолог и журналист Сергей Шелин считает, что для "Роснефти" будут созданы совсем щадящие условия.
– Из Фонда ей деньги дадут под какой-нибудь искусственный и очень заниженный процент, который будет для неё совершенно необременительным, – полагает он. – Реально это будет просто прикрытие расходования Фонда национального благосостояния, предназначенного для совершенно других целей. Под это придётся потратить деньги, которые предназначены для поддержания пенсионной системы. Другими словами, за ошибки "Роснефти", за её гигантоманию, за её неосуществлённые проекты и за неправильный менеджмент будет платить российский гражданин. Конкретнее – пенсионер.
Национальное благосостояние
Фонд национального благосостояния (ФНБ) был создан в 2008 году. До этого существовал Стабилизационный фонд, потом его разделили на два. Резервный фонд – это "копилка", в которую должны складываться доходы от нефти и газа, оставшиеся после всех учтённых в бюджете трат. То, что останется от нефтегазовых доходов после наполнения Резервного фонда, должно идти во вторую "копилку" – ФНБ.
Если вдруг случится, что нефтегазовых доходов государству не будет хватать, деньги возьмут из резервного фонда. У ФНБ другое назначение – совершенно конкретное: это "подушка безопасности" на случай дефицита Пенсионного фонда. Он, как сказано на сайте Минфина, "призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу". Цели его создания – "обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений" и "покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда".
Изначально фонд был рассчитан на то, что пенсии с его помощью смогут получать не сегодняшние пенсионеры, а будущие поколения. Предполагалось, что нефтегазовые доходы, поступающие в "копилку", будут инвестироваться в доходные проекты, Фонд станет пополняться. И к будущим поколениям он разрастётся так, что демографическая ситуация уже не сможет повлиять на пенсии: если денег работающих граждан станет не хватать, дефицит Пенсионного фонда покроют за счёт ФНБ. Такие были, повторим, планы.
А вот как это работало на практике – судя по данным на сайте Минфина. В 2008 году в ФНБ поступили доходы от нефти и газа (1,6 триллиона рублей). Их сразу перечисляли на валютные счета и на депозиты во Внешэкономбанке. К концу 2008-го в фонде было 76,4 миллиарда долларов.
В посткризисном 2009 году нефтегазовые доходы перестают поступать в фонд. В 2010-м в Бюджетный кодекс вносятся поправки: поступление "нефтяных" денег приостанавливается до 1 января 2015-го. В течение 5 лет фонд должен пополняться только доходами от размещения денег. И к концу 2009-го там было уже 92,9 миллиарда долларов: первые инвестиции заработали.
Хотя создавали фонд, повторим, для будущих поколений, "будущее" наступило очень быстро: уже в 2010 году 2,5 миллиарда рублей пришлось перечислить в Пенсионный фонд на софинансирование накопительной части пенсии. При этом с вложенных денег продолжал капать доход, и его тоже отправляли "работать" – на депозиты и в ценные бумаги. Тем не менее, к концу 2010-го размер фонда уменьшился до 88,2 миллиарда долларов. В 2011-м опять брали деньги на пенсии – 3,4 миллиарда рублей. Деньги на депозиты исправно перечислялись, и за 2011 год общий объём средств почти не изменился.
Кардинально ситуация начала меняться во втором полугодии 2012-го. К этому времени, напомним, в стране поменялись президент и правительство. Если судить по движению денег на счёте, то в первом полугодии инвестиции ещё продолжались: из фонда ушёл один транш на депозиты в ВЭБ. Но потом, судя по счетам ФНБ, никаких новых вложений в "будущие поколения" уже не было. В 2012-13 годах общий объём средств фонда так и колебался вокруг отметки 88 миллиардов долларов, то немного теряя, то отыгрывая обратно. А за последний год ФНБ "усох" сразу до 83 миллиардов.
Тем временем на пенсии требуется всё больше и больше денег. В 2012-м из ФНБ в Пенсионный фонд перевели 4 миллиарда рублей, через год – 6 миллиардов, в 2014-м – уже 12 миллиардов.
За последние 2 года на счетах ФНБ можно увидеть только два инвестиционных "телодвижения". В декабре 2013 года были куплены ценные бумаги Украины на 3 миллиарда долларов. Это вложение денег мы все помним, вообще-то оно должно было стать в 5 раз больше. А недавно, в сентябре текущего года (на фоне роста курса валюты), с валютных депозитов в ВЭБ было снято 5 с небольшим миллиардов долларов. На них купили пакет привилегированных акций банка ВТБ.
– Чушь несусветная, – оценивает полезность этого вложения финансовый аналитик Всеволод Лобов. – Эти акции фактически нельзя погасить. По ним можно только получать дивиденды, но нельзя возвратить их стоимость. Причём размеры дивидендов до сих пор не прописаны, это каждый год будет решать правительство, поэтому инвесторам такие акции неинтересны.
Вырастет только пенсионный возраст
Для тех, кто ещё не очень устал от запятых и миллиардов, скажем, что из сегодняшних 83,2 миллиарда долларов, имеющихся в фонде в совокупности, 12,6 миллиарда помещены на депозиты во Внешэкономбанке и в ценные бумаги США, Великобритании и стран Европы (доходность от 2,75% до 7,25%, в зависимости от сроков и валюты). Ещё 3 миллиарда – это Украина, 5 миллиардов – акции ВТБ. Приняты решения о выделении 15 миллиардов долларов "Росатому" и Российскому фонду прямых инвестиций, 3,7 миллиарда – Российским железным дорогам на модернизацию БАМа и Транссиба, столько же – "Автодору" на строительство центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы.
Таким образом, в распоряжении Фонда остаётся 40 миллиардов долларов – 1,6 триллиона рублей. За ними уже выстраивается очередь. Хотя на самом деле не хватит даже на заявку "Роснефти". Она, правда, не претендует на всю сумму сразу. По данным "Ведомостей", инвестиционная программа, которую компания представила правительству, в первый год оценивается в 730 миллиардов. Так что сегодня останется и ещё для кое-кого из других претендентов. Например – для "Новатэка". Но потом Фонд национального благосостояния закончится. Потому что к получению следующего транша "Роснефть" вряд ли вернёт предыдущий. А больше существенно пополнять фонд будет нечем.
В 2015 году заканчивается действие поправок в Бюджетный кодекс, которые 4 года назад приостановили перечисление в ФНБ нефтегазовых доходов. То есть теоретически фонд мог бы начать снова пополняться благодаря углеводородам. Но при сегодняшних ценах на нефть это невозможно – считает экономист Дмитрий Травин.
– Сомневаюсь, что в нынешней ситуации государство получит какие-то нефтегазовые доходы, которые смогут пойти в Фонд национального благосостояния, – говорит он. – Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, то даже бюджета не хватит, у нас будет бюджетный дефицит. Поэтому на будущий год наиболее вероятный вариант – что мы берём деньги из Резервного фонда для пополнения бюджета. А ФНБ уж точно ничего не получит.
Зато, отмечает аналитик Всеволод Лобов, из ФНБ уже не надо будет возмещать дефицит Пенсионного фонда: об этом говорят последние манипуляции с накопительной частью пенсии.
– В первое время они будут изымать у граждан накопительную часть пенсии, как это уже начали делать, – говорит аналитик. – Потом накопительную систему отменят совсем. Благодаря этому они будут покрывать дефицит пенсионного фонда за счёт бюджета, то есть не будут использовать ФНБ. Они и не смогут его использовать в отдалённой перспективе, потому что все инвестиции очень долгосрочные и вернутся нескоро.
Таким образом, когда ФНБ не станет, пенсионная нагрузка ляжет на бюджет уже без всякой "подушки безопасности".
– Государство будет индексировать пенсии, но гораздо более медленными темпами, – продолжает аналитик. – При этом обязательства государства будут расти, дефицит пенсионного фонда тоже. И государству ничего не останется делать, кроме как повысить пенсионный возраст. Случится это уже в ближайшие 5 лет.
Национальное достояние
А что же Фонд национального благосостояния? Он никуда не денется. Только, наверное, его надо будет как-нибудь переименовать.
С каких-то вложений, сделанных в 2008-2011 годах, некоторое время будут "капать" доходы. Кто-то, может быть, даже вернёт долг. Что же до инвестиций последних двух лет, вроде займа Украине, то вероятность их возвращения в фонд, не говоря уж об их доходности, эксперты не берутся оценивать.
О том, какую роль для национального благосостояния могут сыграть инвестиции в проекты "Роснефти", "Новатэка" и других подобных компаний, читайте в интервью Михаила Крутихина.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"