Никаких неожиданностей, ни одной, не принесло голосование в Госдуме по поводу законопроекта об ограничении иностранного капитала в СМИ. Он принят коллективом единомышленников в первом чтении. С привычным единомыслием. Ни один депутат даже не воздержался. Только один выступил против.
Дискуссия вокруг законопроекта всё-таки развернулась в нашем парламенте. Депутаты, которые ещё не внесли лепты в текст, укоряли авторов за чрезмерную мягкость, проявленную к "иностранным агентам" в СМИ. И выдвигали свои инициативы. У кого-то буквально пелена с глаз спала сегодня.
– Я так поняла, что закон вносит не депутат Деньгин! – поделилась открытием с коллегами коммунистка Тамара Плетнёва. – Закон вносят правительство и президент!
Простая сибирская учительница, она-то ведь и не знала до сих пор, что иностранцы в России могут владеть газетами.
– Мы что, самая демократичная страна?! – возмущённо вопрошала она.
В первом чтении законопроект предполагает, что собственниками средств массовой информации иностранные юрлица смогут быть не больше, чем на 20 процентов. Норма будет затрагивать и прямое владение долями (акциями), и через российские дочерние компании. Речь идёт об учредителях всего, что зарегистрировано как СМИ – независимо от канала распространения. Будь то телевидение, бумага или Интернет. Нынешние иностранные владельцы изданий обязаны будут как-то избавиться от "излишков" до начала 2017 года.
Законопроект представлял коллегам депутат от ЛДПР Вадим Деньгин, он возглавляет авторский коллектив. Впрочем, едва поднявшись на трибуну, он с гордостью заметил, что в представлении их детище уже не нуждается: предложенные поправки "облетели весь мир".
– Кто только мне ни позвонил! – с детским восторгом признавался депутат. – И "Франс-Пресс", и все остальные!
Звонившие, по его словам, "очень сильно переживали, что мы ограничиваем свободы". На самом деле, объяснил он коллегам, цель закона – ограничить участие иностранцев в СМИ именно сейчас – "когда России нужна помощь именно в безопасности".
– Иностранные СМИ мочат парламент, мочат депутатов! – напоминал товарищам депутат Деньгин. – Холодная война, которая сейчас развернулась против России, диктует нам определённые законы и вынуждает нас на определённые действия.
Под закон, по приведённым им подсчётам, должны попасть 20 – 30 изданий. Большинство из них, добавил депутат, – глянцевые журналы.
– "Глянец" более опасен, чем общественно-политические газеты, – предостерегал он коллег. – Под прикрытием "глянца" многие начинают скупать средства массовой информации по территории всей Российской Федерации.
"Иностранный агент", если по депутату Деньгину, подкрадывается через "глянец", "печатает очень хорошую рекламу, часы, машины, гламурные статьи – ничего предосудительного, только бизнес". Но через некоторое время под видом гламурных часов он "начинает пропихивать статьи политического содержания". И вот так – исподволь, через часы – "работает на Запад, на "пятую колонну".
– Я готов закрыть Россию и обеспечить безопасность! – закончил выступление депутат Деньгин.
По сложившейся во время обсуждения такого рода законов традиции депутаты всё время ссылались на опыт ненавистных западных стран: там, говорили, существуют такие же ограничения или даже ещё более жёсткие. Нет их только в тех странах, сообщил зампред комитета по информационной политике Леонид Левин, которые не имеют "таких международных вызовов, как Россия". Он подчеркнул, что законопроект "исключительно важен в условиях современной международной обстановки".
Депутатский корпус дружно оценил опасность. Посыпались инициативы от потенциальных соавторов.
– Пришло время, чтобы ввести обязательный ярлык "иностранного агента", который каждое средство массовой информации, имеющее иностранный капитал, обязательно должно публиковать, – требовал эсер Алексей Казаков.
– А как с аффилированными лицами? – волновался коммунист Николай Коломийцев, предвидя будущие козни лишённых собственности иностранцев. – У нас бизнес очень изворотлив, вот как аффилированные лица вы отследите?
– Что помешает иностранцам найти кучу выползней, создать из них юридическое лицо – и они так же будут поливать грязью нашу страну? – предсказывал ещё один член КПРФ, Сергей Иванов.
Большинству выступивших казалось, что закон, как выразилась депутат Плетнёва, "половинчатый". И надо бы не просто ограничить возможности иностранцев, а вообще опустить планку до нуля.
– Почему всё-таки 20 процентов? – интересовался эсер Михаил Емельянов. – Область формирования общественного мнения в России надо защищать. Давайте вообще запретим иностранцам владеть акциями средств массовой информации!
– В нынешней ситуации, когда Россия очень больна, нужно вообще запретить западному капиталу участвовать в СМИ, – предлагал коммунист Владимир Федоткин. – Наши журналисты могут показать жизнь Америки, Западной Европы – ради бога, если им нужно здесь что-то такое прорекламировать – пожалуйста, на договорной основе.
Депутату Деньгину понравились не все корректировки.
– Закрыть всё – неправильно, – улыбнулся он. – Надо просто указать иностранным партнёрам, что государство в России контролирует медиабизнес.
Впрочем, впереди у законопроекта – второе чтение. Депутаты ещё смогут исправить все промашки. И побороть выползней, и защититься от аффилированных лиц, и вообще показать, кто кого контролирует. В крайнем случае, как заметил депутат Левин, до января 2016-го (вступления закона в силу) у Думы будет целый год, чтобы новую статью усовершенствовать.
Только один человек в Думе отреагировал на это буйство идей искренним недоумением.
– Вы понимаете, что этот закон – не против "иностранных агентов", а против российского медиабизнеса? – встал Дмитрий Гудков. – Вы отсекаете лучших западных управленцев. Наш медиабизнес станет неконкурентоспособен – и аудитория переметнётся к иностранным изданиям. Вы ссылаетесь на иностранный опыт, но на самом деле такой опыт есть только в странах авторитарных. Или гибридных – где медиа неразвиты. Чего вы испугались? Газету "Ведомости"? Но вы же сами читаете эту газету! В администрации президента, откуда спустили этот закон, читают эту газету для того, чтобы понимать хотя бы экономические тренды. Или вы хотите "боевой листок" Дугина читать? Вы же хотите получать объективную информацию? Обращаюсь к вашему здравому смыслу. Все телеканалы вы контролируете. Все крупные газеты вы контролируете. Ну хотя бы оставьте возможность для того, чтобы у вас же была нормальная объективная информация! У вас есть масса других механизмов, чтобы контролировать влияние ваших оппонентов, "иностранных агентов" – кого угодно. У средств массовой информации, у которых большие тиражи, у них и большие аудитории. А этот закон ударит по российскому медиабизнесу: будет отток кадров, отток инвестиций, отток технологий. Ну придумайте какие-то другие методы! Вы не понимаете?
– Понимаю – не то слово, – улыбнулся в ответ депутат Деньгин.
Из 435 депутатов, зарегистрировавшихся для голосования, "за" выступили 434. Только один голос был против.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"