Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Фигурант «дела о валидаторах» всплыл в петербургском метро

Фигурант «дела о валидаторах» всплыл в петербургском метро

2 270

В Смольном обещают, что 2 миллиона горожан, купивших проездные «Подорожник» и бесконтактные смарт-карты, с 4 октября смогут не стоять в очередях для пополнения счета. Аппараты по пополнению карт, установленные в вестибюлях метро, должны заработать после двух с половиной месяцев простоя. За это время срок решения проблемы несколько раз сдвигали. Как выяснила «Фонтанка», система была разработана фигурантами уголовного «дела о валидаторах». Их же привлекли и к ликвидации сбоя.

Аппараты по пополнению бесконтактных смарт-карт, расположенные на каждой станции метро, перестали работать в середине июля. С этого момента с их помощью можно купить только жетон: закодировать смарт-карту на определенное число поездок или пополнить электронный кошелек нельзя. При этом положить деньги через кассу можно без проблем. Для информирования пассажиров сотрудники метрополитена скотчем прикрепили соответствующие объявления, которые к середине сентября уже изрядно истрепались.

Система пополнения «Подорожников» и других бесконтактных смарт-карт следующая. Оборудование, установленное в метрополитене, связано с серверами ГКУ «Организатор перевозок». Последнее подведомственно комитету по транспорту и имеет несколько площадок по городу: на Исполкомской улице, на Московском проспекте, на улице Рубинштейна. На эти серверы приходит информация не только о пополнениях, но и о всех транзакциях, то есть снятии денег с карточек при проходе пассажиров через турникеты. Помимо метрополитена, данная система обслуживает автобусы, трамваи и троллейбусы. Ее полное название – «Система электронного контроля оплаты проезда» (СЭКОП).

Ранее в работе системы уже возникали сбои, когда в утренние часы пик пассажиры не могли пополнить «Подорожник» в аппаратах, но к середине дня их работа восстанавливалась. Однако на этот раз ликвидация сбоя затянулась: в начале августа в Смольном создали специальную рабочую группу, которая пообещала наладить аппараты к 22 августа. Потом этот срок сдвинулся. Теперь в ГКУ «Организатор перевозок» «Фонтанке» назвали новую дату – 4 октября. А также наконец объяснили причину проблемы.

Как говорят в ведомстве, система не была рассчитана на столь широкое использование: она оказалась перегружена из-за увеличения числа стационарных терминалов: на каждой станции сейчас установлены два-три таких аппарата.

«В часы пик в системе появлялись недиагностируемые, т.н. «всплывающие сбои», которые блокировали запросы пассажиров к системе. До момента достоверного выявления и устранения ошибок терминалы самообслуживания были отключены», – говорят в «Организаторе перевозок». В итоге, по информации «Фонтанки», к работе пригласили разработчика – петербургскую компанию «СТЭК» (в самом «Организаторе перевозок» об этом говорить не хотели). Ее специалисты обновили программное обеспечение системы, которое отвечает за обработку запросов от серверов петербургского метрополитена.

«Также оптимизирован алгоритм самих запросов таким образом, что время запроса и получения ответа сократилось в два раза. Обновленное программное обеспечение проходит опытную эксплуатацию до конца сентября», – говорят в «Организаторе перевозок».

Разработка СЭКОПа началась в середине 2000-х годов. Помимо программного обеспечения, для внедрения системы были закуплены серверы, стационарные валидаторы в салоны общественного транспорта, ручные валидаторы для кондукторов, а пассажиров постепенно перевели с бумажных проездных на бесконтактные смарт-карты. Исполнителем всех этих контрактов был «СТЭК» и его «дочка» «МФ-Тариф». Точную стоимость СЭКОПа в Смольном назвать затруднились, однако в качестве примера приведем несколько цифр. Стационарные валидаторы для «Пассажиравтотранса» обошлись в 135 млн рублей, для «Горэлектротранса» – 73 млн. Только комплексное обслуживание СЭКОПа в 2012 году обошлось в 42 млн рублей.

Согласно данным аналитической системы СПАРК, собственниками «СТЭКа» и «МФ-Тарифа» являются отец и дочь – Николай и Елена Маковы. Им также принадлежит ЗАО «Светлана-карт», среди учредителей которого – известный завод «Светлана». В феврале 2013 года, в рамках так называемого «дела о валидаторах», в офисе «СТЭКа» на Сабировской улице сотрудники ФСБ провели обыски. В тот же день следственные мероприятия состоялись в здании комитета по транспорту, после чего был арестован первый зампред Игорь Маилов.

Последний впоследствии дал показания, что конкурсную документацию на поставку валидаторов и БСК составляли под «СТЭК» и «МФ-Тариф». За победу Елена Макова якобы выплачивала чиновникам по 8% от суммы контракта, заявил на суде Игорь Маилов, который получал по 800 тысяч рублей в месяц. Чекисты квалифицировали это преступление по статье «Злоупотребление должностными полномочиями», поэтому к ответственности привлекли только чиновников. Так, Игоря Маилова лишили права занимать госдолжности в течение трех лет, он также добровольно заплатил в бюджет 3 млн. А разработчики СЭКОПа остались за скобками этого уголовного дела: предприниматели должностными полномочиями не злоупотребляют.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

Сейчас на руках петербуржцев есть 1,6 млн "Подорожников", из них 700 тысяч используются как "электронные кошельки", остальные кодируются на определенное число поездок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях