За две недели до выборов в Металлострое разворачивается политический скандал, грозящий выйти на городской уровень. 1 сентября в поселке сорвали плакаты с изображением второго лица города, спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, и не пустили доверенное лицо Георгия Полтавченко пообщаться со школьниками. Причем якобы делали это по указанию сотрудников районной администрации, которая поставила на команду независимых депутатов. Муниципальные выборы в микрорайоне становятся самыми странными и необычными во всей избирательной кампании-2014.
Начало учебного года в поселке Металлострой началось с политического скандала местного масштаба. Как минимум на четырех школах появились плакаты с изображением спикера Законодательного собрания и главы петербургской «Единой России» Вячеслава Макарова с призывом, во-первых, «посадить и сохранить дерево», а во-вторых, поддержать кандидатов от партии власти.
На данный момент все баннеры сняты по указанию отдела образования. Как заявил кандидат в муниципальные депутаты Константин Амбрасовский, за развеской баннеров был замечен кандидат от «Единой России» Александр Мильченко. Сам единоросс утверждает, что ничего не вешал.
Вторая неприятность случилась с доверенным лицом врио губернатора Георгия Полтавченко Дмитрием Плахиным. Он явился в 621-ю школу с предложением выступить перед школьниками и посадить вместе с ними 54 дерева — по числу первоклашек. Но осуществить задуманное не удалось — руководство школы сообщило, что для начала неплохо было бы согласовать выступление, а не пытаться влезть в уже заготовленный сценарий.
По словам пресс-секретаря главы Колпинского района Яны Макшиной, баннеры были установлены незаконно, и никаких выходных данных на них не было. «Естественно, когда на госучреждении появляются какие-то материалы непонятного происхождения, это неправильно. Поэтому логично, что руководство школы приняло решение их снять», – говорит она. Ситуацию с Плахиным Макшина также объясняет тем, что выступление доверенного лица также было не согласовано с ТИКом: «Должно быть согласование, какие-то предварительные договоренности. А когда какой-то человек приезжает, говорит, что он от Полтавченко, и пытается нахрапом пробиться к линейке, сценарий которой уже согласован... Каждый может сказать, что он — доверенное лицо. И что? Теперь каждому верить?»
Но срывать даже несогласованные портреты главного петербургского единоросса никто до сих пор не решался. Чтобы разобраться, почему такое случилось, «Фонтанка» погрузилась в перипетии предвыборной борьбы в поселке.
Стенка на стенку
На 10 кресел местных депутатов в Металлострое претендует 27 человек: 10 единороссов, 3 представителя КПРФ и 14 самовыдвиженцев. Основных борющихся сил две. С одной стороны ринга – команда «Единой России» под управлением главы местной администрации Андрея Васаженко и главного редактора газеты «Вечерний Металлострой» Вадима Шах-Назарова, наполовину состоящая из действующих депутатов (Александр Храбров, Людмила Новожилова, Борис Жуков и Татьяна Шимпкова), сотрудников администрации и предпринимателей (помимо указанного Шах-Назарова Алексей Мильченко).
В противоположном углу отпор ей дает команда независимог депутата Константина Амбрасовского, также состоящая из 10 человек. Ее якобы поддерживает районная администрация. 6 из них — бюджетники. Так, Наталья Горелова является замдиректора школы № 621, Ирина Нечипорук там же преподает историю. Борис Александров преподает в лицее № 273, Денис Клементьев — тренер в детско-юношеской спортивной школе по конькобежному спорту, а Махортов — в СОК «Ижорец». Интересно, что в эту же команду записалась главная помощница депутата ЗакСа от «Единой России», бывшего замдиректора ОАО «Кировский район» Андрея Васильева Ирина Спирина.
Избирательная кампания с душком
Претензии у кандидатов есть с обеих сторон. "Оппозиционеры" жалуются на порчу их имущества и агитации. Так, 24 августа они установили на площади куб (агитационный баннер, придуманный Алексеем Навальным на выборах мэра Москвы), за сохранностью которого наблюдал один из кандидатов. Не прошло и получаса, рассказывает Амбрасовский, как рядом появились их соперники: глава МА Андрей Васаженко, кандидат в депутаты Вадим Шах-Назаров и еще один молодой человек. Они сфотографировали куб и удалились. Через 20 минут, утверждает Амбрасовский, появился некий молодой человек, который начал закрашивать лица кандидатов на кубе. «На одной стороне он успел закрасить трех человек, на другой одного, – рассказал Константин. – Мы вызвали полицию, но она ехала минут двадцать. Не дождавшись полицейских, мы сами сопроводили человека в 39-й отдел полиции».
В ночь на 1 сентября самовыдвиженцу из этой же команды Денису Клементьеву разбили стекла на двух его машинах, рассказывает Амбрасовский. «Кому помешал тренер детско-юношеской команды «Искра», которая на днях стала чемпионом на Norway Cup 2014, непонятно. Может, это и простое совпадение, но, как мне кажется, в последнее время слишком много совпадений вокруг наших команд», – заявил Амбрасовский.
В свою очередь Вадим Шах-Назаров утверждает, что постоянно натыкается на препоны со стороны районной администрации. Например, по его словам, администрация всегда согласовывает пикеты соперников, а их — нет. А плакаты с Макаровым якобы срывала сама пресс-секретарь Кобицкого Яна Макшина вместе с Амбросовским (один из плакатов действительно имеется в распоряжении оппозиционной команды). «Можно сначала позвонить в милицию, составить акт, а не самостоятельно рвать. Что плохого в том, что дети посадят деревья? А из-за чего это происходит? Из-за того, что глава района Дмитрий Кобицкий поддерживает ту команду», – заявил Шах-Назаров «Фонтанке».
Как бизнес с администрацией хоккейную площадку не поделил
Судя по газете «Вечерний Металлострой», созданной в 2013 году, у Шах-Назарова и его команды не сложились отношения с Дмитрием Кобицким незадолго до начала избирательной кампании. Но в предвыборный период противостояние лишь усилилось. Например, в 12-м номере намекали на то, что районная власть не помогает малому бизнесу заниматься социальными проектами. Заметка на 4 странице рассказывает о том, что местные предприниматели Иван Яценко и Вадим Шах-Назаров установили детский городок, который является «ярким примером социально ответственного бизнеса». Но «как это часто бывает, подобные примеры – скорее исключение, чем правило», пишет газета, «уж слишком много у нас бюрократических и административных препонов».
Отметим, Иван Яценко — учредитель самого большого частного вертолетного центра на Северо-Западе России, «Хелли-Драйв», и еще десятка разных компаний. Вместе с Шах-Назаровым, по данным системы СПАРК, они являются совместными учредителями компаний ООО «Успех» и ООО «Рататуй», которая занимается ремонтом летных аппаратов и автотранспортных средств. Кроме того, Шах-Назаров является учредителем управляющей компании «Капитал Инвест» и строительной фирмы «СК-Базис».
Но главным полем битвы уже несколько лет является сборная хоккейная площадка и прилегающая к ней территория. Площадку получила местная молодежная сборная в подарок на соревнованиях в Москве в 2012 году от «Роснефти». Муниципальная власть утверждает, что была бы не против поставить ее в поселке для всеобщего пользования, однако районная администрация отказывалась согласовывать установку, «фактически игнорируя желание местных жителей». Катку долго не могли найти место, он стоял на одной из центральных площадей. А в прошлом году его перенесли в район местных озерков. Весной каток не разбирали, а преобразили в футбольное поле. Как утверждают в местной администрации, жители, «в том числе и спортсмены», самостоятельно расчистили зону около воды, организовав там место для летнего отдыха. Несколько раз муниципалитет даже устраивал субботник на территории около площадки.
В окружении Кобицкого имеется свой взгляд на эту проблему. Во-первых, говорят они, коробка действительно была установлена в обход согласований. Во-вторых, «спортсмены из клуба Шах-Назарова» фактически оккупировали детский подарок, так как именно его друзья им управляют. Кроме того, в администрации полагают, что, используя площадку, бизнесмен «фактически захватил прибрежную территорию», которой теперь пользуются.
Эхо праймериз
В районной администрации неофициально подтверждают, что конфликтуют с кандидатами от «Единой России», но о поддержке другой команды говорить отказываются. Как утверждает Амбрасовский, никакой технической или финансовой помощи от Кобицкого его команда не получала. Учитывая тенденции муниципальной кампании-2014, даже то, что администрация просто не вставляет палки в колеса, уже может показаться посторонним поддержкой.
Но нельзя при этом не отметить, что большая часть команды Амбрасовского пришла к нему после того, как не смогла попасть в списки «ЕдРа». Константин и сам не скрывает, что часть его сторонников пытались попасть на выборы через праймериз «Единой России»». Таких в команде оппозиционеров 8 человек: Борис Александров, Наталия Антонова, Наталья Горелова, Денис Клементьев, Сергей Махортов, Ирина Нечипорук, Ирина Спирина и Елена Шаврова. Не участвовали в праймериз только сам Константин Амбрасовский и Екатерина Юданова.
Вообще, предварительное голосование «ЕдРа» запомнилось многочисленными скандалами — в Московском и Кронштадтском районах, например, жаловались на то, что многие сторонники тех или иных кандидатов не смогли проголосовать из-за того, что урны были увезены с избирательных участков еще до официального окончания голосования. В Петродворцовом рассказывали о том, что за 12 дней до голосования местные начали устраивать «досрочку», якобы не предупредив своих конкурентов.
Все претензии были чаще всего следствием внутрипартийной борьбы, ведь муниципальная власть — это не только и не столько самая близкая власть к народу. Прежде всего это основа для прохождения в Законодательное собрание, выборы в которых будут через 2 года. Кроме того, нельзя забывать о том, что в некоторых районах во время отбора кандидатов в муниципалы битвы шли не только между партийцами, но и между депутатами ЗакСа и районными администрациями. Как жаловались еще в начале весны собеседники в партии власти, «главы администраций даже не заморачиваются с кандидатами — набирают подчиненных им бюджетников, которых все в муниципалитете знают, и все».
Возможно, нечто подобное повторилось в Металлострое. Администрация выставила своих кандидатов на праймериз, однако они проиграли и не попали в списки. После чего она решила провести их по спискам оппозиционеров.
Ход конем
Поддержка оппозиционной команды может стоить чиновнику карьеры. Поэтому встает вопрос: как на это решился Кобицкий? Первая версия – конспирологическая: ему разрешили в Смольном провести своих людей под видом оппозиционеров.
Вторая версия – это конфликт между руководством регионального отделения «Единой России» в лице Вячеслава Макарова и Дмитрием Кобицким. Однако в партии «Фонтанке» чуть ли не поклялись, что данная версия несостоятельна. Мол, делить им нечего, и никаких серьезных причин для столкновения у них не было. Пресс-секретарь Кобицкого также заявила изданию: «У нас никакого конфликта нет». «Никаких споров ни у нашей ячейки, ни у политсовета партии с Кобицким не было», – утверждает глава колпинской ячейки Елена Туркина.
Единственным логичным объяснением поведения руководства районной администрации является попытка перестраховаться, говорят в партии. Мол, сейчас многие в исполнительных органах госвласти думают о своем будущем после единого дня голосования. Якобы Смольный даже подготовил списки тех, кому выжить в государственной системе после 14 сентября не удастся. «И знаете, происходит такое сталкивание. Кто-то говорит, что этот не слишком лоялен, кто-то говорит, что вот здесь надо поменять команду. Такое броуновское движение, – говорит сведущий в политической кухне собеседник. – И, возможно, до Дмитрия Аркадьевича (Кобицкого. — Прим. «Фонтанки») дошли слухи, что он после выборов на своем месте не усидит». И таким образом, говорит единоросс, он просто пытается продлить свой срок службы, чтобы его сразу не удалили. Ведь в противном случае у общественности может сложиться впечатление, что его сняли по политическим мотивам.
Ольга Мясникова,
«Фонтанка.ру»
Выборы местных депутатов пройдут в 107 муниципальных образованиях Петербурга. На 1510 мест муниципальных народных избранников претендует более 5000 кандидатов. Самая большая группа — самовыдвиженцы, число которых достигло более 1500 человек. В этот список вошли в том числе и представители незарегистрированной партии Алексея Навального «Партии прогресса», и «РПР-Парнаса», и «Гражданской платформы», которым не удалось выдвинуться от политических объединений. На втором месте единороссы, который выставили 1400 человек. «Справедливая Россия» выдвинула 584 кандидата, КПРФ – 461, от ЛДПР на выборы идут 325 человек, а от «Яблока» – 120. Всего на муниципальные выборы выдвинули своих кандидатов 17 партий.