Министерство транспорта России утвердило новые Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Подписанный министром Максимом Соколовым приказ вступит в силу с 12 августа.
До сих пор права пассажиров поездов (как дальнего сообщения, так и пригородных) регулировались документом, принятым в 2002 году еще министерством путей сообщения. Новые правила учитывают многочисленные технические новинки, введенные ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) за последнее десятилетие.
В первую очередь, урегулированы вопросы использования электронных проездных документов (билетов). Их обладатели вправе пройти электронную регистрацию либо через кассу или терминал самообслуживания, распечатать «бумажный» контрольный и посадочный талон. При посадке в вагон проводник сличает данные с удостоверением личности пассажира, при этом допускаются только минимальные расхождения (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере паспорта).
При продаже билетов на поезда дальнего следования через Интернет перевозчик не вправе взимать сбор (комиссию) за резервирование мест. В то же время воспользоваться сайтом РЖД для оформления безденежных (бесплатных) или льготных билетов нельзя – имеющий соответствующие права пассажир должен обращаться в билетные кассы. Уточняется и структура проездного документа: в частности, в нем должна расшифровываться стоимость проезда (выделяться инфраструктурная, локомотивная и вокзальная составляющие, сборы и иные платежи).
Через Интернет могут приобретаться и билеты на пригородные поезда. Новые правила предусматривают возможность продажи по регулируемым тарифам абонементных билетов для проезда во все дни недели или в рабочие дни недели в течение одного или нескольких месяцев, а также на определенное количество поездок.
Уточняются и права пассажиров. Например, во всех вагонах поездов дальнего следования должны оборудоваться две туалетные кабины, иметься туалетная бумага и мыло. В пути пассажиры обеспечиваются питьевой водой, а при условии оплаты комплекта постельного белья в плацкартных, купейных и мягких вагонах они могут получить матрац, подушку и одеяло.
Кроме того, правила защищают граждан от навязывания дополнительных услуг. Например, запускать «фирменные» поезда железнодорожники вправе, только если по тому же маршруту курсируют составы обычного класса.
«Перед присвоением поезду категории «фирменный» перевозчик в обязательном порядке исследует рынок перевозок пассажиров на маршруте следования поезда. Категория «фирменный» присваивается перевозчиком по результатам аттестации поезда дальнего следования на соответствие установленным критериям», – отмечается в документе.