18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
05:30 13.11.2018

Город

07.07.2014 18:01

«Яуза» станет «Охтой», чтобы заменить «НеВу»

Спустя полгода после того, как первые пассажиры прокатились в составе «НеВы», преимущества нового метропоезда оценил врио губернатора Георгий Полтавченко: 7 июля он прибыл на нем в депо «Невское», расположенное за станцией Рыбацкое. Правда, в конце года на «зеленой» линии может появиться еще и модернизированный состав «Яуза», который поставит московский «Трансмашхолдинг» по контракту со Смольным. В таком случае нынешний производитель «НеВы» – «Кировский завод» – вынужден будет свернуть вагоностроительное производство.

«Яуза» станет «Охтой», чтобы заменить «НеВу»

Спустя полгода после того, как первые пассажиры прокатились в составе «НеВы», преимущества нового метропоезда оценил врио губернатора Георгий Полтавченко: 7 июля он прибыл на нем в депо «Невское», расположенное за станцией Рыбацкое. Правда, в конце года на «зеленой» линии может появиться еще и модернизированный состав «Яуза», который поставит московский «Трансмашхолдинг» по контракту со Смольным. В таком случае нынешний производитель «НеВы» – «Кировский завод» – вынужден будет свернуть вагоностроительное производство.

Контракт на поставку 9 асинхронных составов нового поколения «НеВа» был заключен между Смольным и ООО «Вагонмаш» еще осенью 2012 года, однако губернатор Георгий Полтавченко решил прокатиться на нем только сейчас – накануне выборов. Многие петербуржцы сделали это раньше своего градоначальника: в настоящее время на «зеленой», Невско-Василеостровской, линии эксплуатируются уже 7 шестивагонных составов. От стандартных поездов, которые используются в подземке с советских времен, «НеВа» отличается современными асинхронными двигателями. Благодаря им удалось достичь лучшей шумоизоляции: если все окна закрыты, то пассажиры могут разговаривать, не крича друг другу в ухо.

Как уже рассказывала «Фонтанка», изначально ООО, выигравшее конкурс стоимостью 3,2 млрд рублей, было совместным предприятием петербургского «Вагонмаша» и чешской Škoda. Однако затем у «Вагонмаша» начались финансовые проблемы, и его долю в этой совместной компании выкупил «Кировский завод». Под производство поездов был выделен специальный цех, а на работу были приняты многие работники обанкротившегося «Вагонмаша». Предполагалось, что «Кировский завод» продолжит сотрудничество со Смольным в этой сфере, что было обозначено в соглашении, с помпой подписанном на Петербургском экономическом форуме 2013 года.

Однако в очередном конкурсе на поставку 11 составов, который прошел в конце 2013 года, выиграл не «Кировский завод», а московская группа «Трансмашхолдинг», которой в Петербурге принадлежит Октябрьский электровагоноремонтный завод. Ради победы москвичи пошли на беспрецедентное снижение цены – с 4 млрд до 3. Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе «Кировского завода», восьмой состав «НеВа» поступит в депо «Невское» в июле, а последний, девятый, – в августе. После этого из-за проигрыша «Трансмашхолдингу» ООО «Вагонмаш» будет нечем заняться: других контрактов у предприятия нет.

Впрочем, гендиректор «Кировского завод» Георгий Семененко на вопрос о дальнейшей судьбе проекта ответил весьма уклончиво. «Что дальше будет делать "Вагонмаш"? Это вопрос к самой компании. Да, мы ее контролируем, но контролировать и управлять – это разные вещи. Будем готовиться к следующему тендеру», – заявил он корреспонденту «Фонтанки». Однако в ближайшее время Смольный не намерен проводить новые конкурсы. Ранее начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин заявлял, что подземка может начать поиск поставщика для создания экспериментального асинхронного состава для «красной» линии, но ни объемы закупки, ни сроки пока неизвестны. По информации нашего издания, «Кировский завод» пытается выйти на рынки других городов, в том числе и Москвы, но пока безуспешно. Кроме того, предприятие пыталось разорвать контракт между Смольным и ОЭВРЗ через суд, заявив, что "дочка" "Трансмашхолдинга" установила монопольно низкую цену, – но безуспешно.

Правда, и на рынке, и в Смольном циркулирует информация о том, что «Трансмашхолдинг» обращался к «Кировскому заводу» с предложением стать субподрядчиком по конкурсу на поставку 11 составов за 3 млрд. Дело в том, что у москвичей в настоящее время нет модели, которая соответствовала бы требованиям технического задания. Ранее «Трансмашхолдинг» создал для Петербурга состав «Ладога», который конкурировал с «НеВой» в конкурсе 2012 года, но проиграл. В тендере 2013 года было четко прописано, что вес головного вагона не должен превышать 32 тонны, промежуточного – 31 тонну. «Ладога» существенно тяжелее: головной вагон весит 39 тонн, промежуточный – 36 тонн. Основная причина большей массы по сравнению с той же «НеВой» – использование системы рессорного подвешивания III класса, которое отвечает за смягчение нагрузок на тележку. До «Ладоги» в вагонах метро всегда использовалась система II класса, а III-го класса можно было встретить на железнодорожных пассажирских тепловозах.

Согласно контракту, первый состав «Трансмашхолдинг» в лице своей «дочки» – Октябрьского электровагоноремонтного завода – должен поставить до 30 ноября 2014 года. В условиях отсутствия опытного образца информация о том, что москвичи предложили «Кировскому заводу» стать субподрядчиком, выглядит весьма правдоподобно. Впрочем, гендиректор петербургского предприятия Георгий Семененко сообщил, что впервые слышит о переговорах с «Трансмашхолдингом». В свою очередь, в самой группе, одним из владельцев которой ранее был глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, не стали комментировать эти данные.

Если возможные контакты двух компаний ни к чему не приведут, то «Трансмашхолдингу» придется разрабатывать для Петербурга собственный состав. По словам знакомых с ситуацией собеседников, один из вариантов, который рассматривают москвичи, – это модернизировать поезд «Яуза», который был разработан в конце 1980-х – начале 1990-х годов для столичной подземки. Сейчас в Москве эксплуатируются 12 таких составов. «Есть предложение, чтобы модернизированная "Яуза" называлась "Охта", но окончательное решение пока не принято. Да и в целом процесс по согласованию использования "Яузы" пока буксует», – говорит источник в метрополитене.

В самом «Трансмашхолдинге» пока не говорят, какой именно поезд будет поставляться в Петербург. «Компания работает исходя из тех требований, которые предъявляются к вагону метрополитеном Петербурга», – лаконично ответили в группе. Не в курсе конкретных параметров и в профильном комитете по транспорту. «В комитет обращения по поводу использования той или иной модели не поступали. Согласно контракту, у вагонов нет фирменного наименования, заказчика интересует исполнение условий технического задания, а не фирменное наименование, которое в контракте не отражено», – ответили в Смольном. 

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор