«Третий парк» отомстил Смольному за Лиговский

737
Андрей Кульгун, "ДП"
Андрей Кульгун, "ДП"
ПоделитьсяПоделиться

Арбитражный суд признал незаконным монопольное право ГУП «Пассажиравтотранс» обслуживать 136 социальных автобусных линий. Иск подавала компания «Третий парк», которая в 2013 году лишилась пяти прибыльных маршрутов: их Смольный включил в обеспечивающую транспортную сеть, которую по умолчанию обслуживает государственный перевозчик. Если чиновникам не удастся отменить это решение, то все маршруты будут выставлены на конкурс, в котором ГУП может и проиграть.

До середины 2000-х годов ГУП «Пассажиравтотранс» монопольно обслуживал все социальные автобусные маршруты в городе. Затем Смольный запустил реформирование отрасли: часть линий были выставлены на конкурс, которые выиграли частные перевозчики, а остальные были закреплены за ГУПом. В 2010 году в региональный закон «О наземном пассажирском транспорте» были внесены изменения. Согласно ним, «Пассажиравтотранс» монопольно работает на маршрутах так называемой обеспечивающей транспортной сети, которая имеет стратегический характер: предполагается, что без нее невозможна нормальная жизнедеятельность города.

В настоящее время в обеспечивающую транспортную сеть входят 136 маршрутов «Пассажиравтотранса». Часть из них предприятие получило совсем недавно. Как рассказывала «Фонтанка», осенью 2013 года у «Третьего парка» истекли контракты на обслуживание четырех прибыльных маршрутов – 26-го, 54-го, 141-го и 59-го, часть из которых следует по Лиговскому проспекту. Однако комитет по транспорту не стал выставлять их на конкурс, а специальным распоряжением включил в обеспечивающую транспортную сеть.

Чуть позже аналогичным образом «Пассажиравтотранс» получил и 175-й маршрут «Третьего парка», следующий между Кронштадтом и Ломоносовом. По истечении контракта был включен в обеспечивающую транспортную сеть и 91-й маршрут «ПТК», также курсирующий по Лиговке. А вот «Питеравто» лишилось 181-го маршрута, работающего на Невском проспекте, по иной причине: автобус этого маршрута в начале июня выехали на тротуар в районе Караванной улице, в результате чего пострадали 26 человек. Смольный расторг контракт с перевозчиком на обслуживание этой линии, обнаружив нарушения в работе, и сразу же отдал ее «Пассажиравтотрансу».

Любопытно, что подобная практика появилась после того, как комитет по транспорту возглавил москвич Александр Воробьев, которому была непривычна подобная роль частных перевозчиков: в столице практически почти все социальные маршруты находятся в ведении государства. Однако петербургские компании восприняли этот тренд достаточно негативно: сначала Ассоциация перевозчиков пассажиров написала письмо в прокуратуру, а потом «Третий парк» направил иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Ответчиком по нему выступают губернатор Петербурга и Законодательное собрание.

В своем иске перевозчик требовал отменить как не соответствующее закону о конкуренции само понятие «обеспечивающая транспортная сеть», равно как и право «Пассажиравтотранса» обслуживать ее. Несмотря на письмо врио губернатора Георгия Полтавченко, который выступил против отмены данных норм, Арбитражный суд полностью согласился с требованием «Третьего парка». Мотивировочная часть решения еще не изготовлена, но уже сейчас понятно, что речь идет о радикальном изменении системы пассажирских перевозок Петербурга. Если Смольному не удастся опротестовать данное решение в апелляционных инстанциях, то все 130 маршрутов «Пассажиравтотранса» придется выставить на конкурс, в котором госпредприятие может и проиграть. К слову, при предыдущем главе комитета по транспорту, Станиславе Попове, госпредприятие один раз пыталось участвовать в тендерах на право обслуживания социальных линий, но проиграло частным перевозчикам: ГУП попросту не допустили до конкурса.

Отметим, что и частники, и «Пассажиравтотранс» получают из бюджета субсидию в качестве компенсации расходов за работу на социальных маршрутах. Так, в 2014 году ее размер составит 7 млрд. Но при этом государство еще и помогает своему ГУПу, закупая для него автобусы: согласно адресной инвестпрограмме, в 2014 году Смольный проведет конкурс на поставку автобусов на общую сумму в 900 млн рублей, контракт будет рассчитан на 3 года. Однако если «Пассажиравтотранс» вдруг проиграет в конкурсе, то данная закупка теряет всякий смысл.

В профильном комитете по транспорту отметили, что не являются ответчиком по делу, но подчеркнули, что юридический комитет администрации губернатора будет обжаловать данное решение в вышестоящей инстанции.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close