Деятельность по защите прав потребителей возложили на администрации районов Петербурга. Такой регламент подписал глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев.
Заявителями могут выступать все потребители – россияне, «имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Государственная услуга предоставляется бесплатно в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Подать заявление любой желающий может как непосредственно в районную администрацию, так и через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Принимаются обращения и по электронной почте. В заявлении необходимо указать суть возникшей проблемы, свои фамилию, имя и отчество, а также адрес (почтовый или электронный), по которому гражданин просит направить ответ.
В то же время полномочия чиновников районного уровня в спорном вопросе в административном регламенте не описаны: они должны лишь ответить на обращение гражданина. Хотя по закону о защите прав потребителей органы местного самоуправления, большая часть функций которых в Северной столице де-факто делегирована районным администрациям, уполномочены не только консультировать граждан, но и обращаться в суды в защиту прав как конкретных потерпевших, так и всех потребителей товаров или услуг той или иной компании (так называемого неопределенного круга потребителей).
В настоящее время профильный комитет Смольного предоставляет лишь информационно-консультационную поддержку петербуржцев по вопросам защиты прав потребителей – в рамках государственного контракта с общественной организацией функционирует телефон «горячей линии». Потребителям, столкнувшимся с нарушениями их прав, рекомендуют обращаться в уполномоченное федеральное ведомство – региональное управление Роспотребнадзора, по вопросам соблюдения законодательства по денежным расчетам – в налоговую службу, незаконной реализации товара, нарушения тишины и покоя граждан в ночное время и так далее – в полицию. Подведомственное городскому комитету госучреждение «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» вправе лишь проводить экспертизу качества некоторых товаров (пищевой продукции, обуви, парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и других).
По данным самого комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, за первый квартал им было получено 20 письменных обращений. Чаще всего петербуржцы жаловались на некачественные продовольственные товары и некорректное поведение обслуживающего персонала, а также сообщали о фактах круглосуточной реализации алкоголя и пива.