Осуществляющие оперативно-разыскную деятельность органы не вправе подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Такие разъяснения, де-факто обязательные для всех служителей Фемиды, опубликовал Верховный суд России.
Действующее законодательство допускает проведение таких мероприятий, как «оперативный эксперимент» и «проверочная закупка». С их помощью, в частности, удается поймать взяточников и наркодилеров. Однако на практике полицейские самостоятельно или с помощью добровольных помощников нередко провоцируют сами преступления.
В качестве примера (так называемого казуса) Верховный суд России приводит дело председателя садоводства, которому в рамках оперативного эксперимента предложили за деньги выдать ложную справку. Служители Фемиды усомнились, что подсудимый совершил бы преступление без вмешательства правоохранительных органов. «Действия сотрудников полиции по данному уголовному делу были направлены на склонение к получению незаконного вознаграждения», – констатировал суд. Поэтому принятая в результате провокации денежная сумма не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние, в этом случае в содеянном отсутствует состав преступления.
«Материалы оперативно-разыскного мероприятия могут быть использованы, только если умысел подсудимого на совершение преступления сформировался независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений», – отмечается в представленном 5 марта обзоре практики Верховного суда России.
Схожее дело недавно было рассмотрено и в Северной столице. В ходе двух проверочных закупок сотрудники Госнаркоконтроля приобрели у неоднократно судимой Дмитриевой несколько доз метадона. При рассмотрении дела суд усомнился в законности такого мероприятия – после первой закупки правоохранительные органы не только не задержали продавца и не пресекли ее преступную деятельность, но и, действуя вопреки задачам оперативно-разыскной деятельности, стали проводить новое мероприятие. В то же время, отменяя обвинительный приговор, Ленинградский областной суд отверг доводы адвоката подсудимой о провокационных действиях сотрудников Госнаркоконтроля.
Напомним, что по законодательству оперативно-разыскную деятельность могут осуществлять органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, таможенные органы, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба внешней разведки, а также оперативные подразделения министерства обороны РФ.