Сегодня, 13 марта, Фрунзенский районный суд Петербурга оставил без рассмотрения гражданский иск к Владимиру Барсукову на 305 миллионов рублей.
Заявитель Мераби Бахтадзе требовал с отбывающего срок “ночного губернатора” деньги в качестве возмещения убытков, якобы понесенных в результате покупки сомнительной недвижимости – магазина “Смольнинский” на Невском проспекте. В качестве обеспечительной меры в рамках иска приставы арестовали 250-метровую квартиру Барсукова на Таврической улице.
Как стало известно корреспонденту “Фонтанки”, исковое заявление поступило судье Татьяне Мазневой. В первые минуты заседания ее смутила доверенность, по которой действовал юрист от имени Бахтадзе. Документ на грузинском и русском языках, составленный в Грузии и заверенный тамошним нотариальным бюро, не имел апостиля. Этот специальный штамп стандартизированной международной формы удостоверяет подлинность подписи и считается упрощенной легализацией иностранных документов.
Апостиль используют страны, подписавшие Гаагскую конвенцию 1961 года. Россия и Грузия ее ратифицировали.
Судья Мазнева посчитала, что доверенность должным образом не оформлена, и со ссылкой на статью 222 Гражданско-процессуального кодекса оставила иск без рассмотрения. На том основании, что заявление подавало лицо, то есть юрист, не имевший полномочий на его подписание и предъявление.
“Исковое заявление о возмещении ущерба оставить без рассмотрения. Определение может быть обжаловано в городском суде Петербурга”, – уточнила Татьяна Мазнева и закрыла заседание.
Вместе с тем, как пояснили “Фонтанке” в нескольких нотариальных конторах и бюро переводов, для России и Грузии действует также Минская конвенция о правовой помощи от 1993 года. Ее положения предусматривают взаимное признание официальных документов без формальностей, в том числе апостилирования. С другой стороны, как полагают знакомые “Фонтанке” специалисты международного права, выход Грузии из СНГ автоматически отменил ратификацию Минской конвенции, и специальная ее денонсация не требовалась.
Представители Мераби Бахтадзе в заседании не стали настаивать на законном оформлении доверенности. Комментировать “Фонтанке” определение суда они отказались, как и оценить перспективу жалобы в горсуд.
Адвокат Сергей Афанасьев, представляющий интересы Владимира Барсукова, предположил причину инертности представителей истца:“Я считаю, Бахтадзе никакую доверенность не подписывал, ее не оформляли в Грузии. Более того, я сомневаюсь, что он вообще знает об иске к Барсукову. Мне кажется, заявление в суд инициировал Бадри Шенгелия – двоюродный брат Бахтадзе и реальный покупатель “Смольнинского”. Барсуков и Дроков, впрочем, никогда не признавали получение от Шенгелии сумм за магазин”.
Если определение Фрунзенского суда об оставлении иска без рассмотрения вступит в законную силу, приставам придется снять арест с квартиры Владимира Барсукова.