Пассажиров российских авиакомпаний могут лишить права безответственно отказываться от билетов. Такой законопроект, одобренный правительством России, 28 февраля внесен в Госдуму.
Действующий Воздушный кодекс РФ предусматривает, что если пассажир не менее чем за сутки до вылета сообщит о намерении отказаться от билета, ему должна быть возвращена вся уплаченная за перелет сумма. Такая норма, по мнению чиновников Министерства транспорта РФ, ущемляет права авиакомпаний, лишая их права даже на возмещение расходов на бронирование и оформление документов. Тогда как, по статистике, только 8 процентов клиентов отказываются от полета.
«Соответственно, 92 процента пассажиров несут неоправданные дополнительные расходы на перевозку и вынуждены покупать авиабилеты по завышенной цене только в связи с тем, что российское законодательство не позволяет перевозчику исключить из тарифа риски, связанные с возможным отказом пассажира от перевозки», – констатируют в транспортном ведомстве.
Также чиновники убеждены, что ограничительная норма Воздушного кодекса РФ ставит отечественные авиакомпании в неравное конкурентное положение относительно заграничных, применение невозвратных тарифов которыми позволяет им предлагать более низкие цены и создавать условия для оттока пассажиров на рейсы иностранных перевозчиков.
Представленный законопроект предусматривает, что российские авиакомпании могут вводить дополнительно тарифы, не предусматривающие возврат денег отказавшемуся от полета пассажиру. Кроме того, даже при покупке билета по полному (возвратному) тарифу перевозчику делегируется право удерживать из выплачиваемой суммы фактически понесенные расходы (то есть затраты на бронирование, оформление документов и так далее). Всю стоимость билета пассажир сможет получить только в случае возникновения форс-можорных обстоятельств (подтвержденной медицинскими документами внезапной болезни, смерти члена семьи или другое) либо нарушений условий договора со стороны самой авиакомпании (в том числе задержкой отправления самолета).
Такие меры, по мнению чиновников, должны привести к снижению тарифов на воздушные перевозки, а потому будут выгодны, в том числе, и потребителям.
Отметим, что и в рамках действующего законодательства авиакомпании применяют механизмы, позволяющие не возвращать деньги отказавшимся от полета пассажирам. Ведь ведомственные приказы того же Министерства транспорта РФ позволяют перевозчикам взимать сбор за бланки билета и различных ордеров, а также «за операции по аннулированию бронирования перевозки». Недобросовестные авиакомпании устанавливают такие сборы в размере, порой равном стоимости самих билетов. Верховный суд России, в который в 2011 году обратилась петербурженка Светлана Прусова, счел такие действия законными и не нарушающими права потребителей.