Петербургские депутаты взялись за депутатов муниципальных. Аккурат ко дню выборов последние могут получить подарок от старших коллег – запрет на трудоустройство в муниципальных учреждениях и предприятиях. По оценкам собеседников «Фонтанки», таких муниципалов в городе чуть больше сотни из полутора тысяч, но каждый случай – потенциальная кормушка.
Как известно, рядовые муниципальные депутаты за свою работу «на земле» не имеют права получать зарплату. Законом Санкт-Петербурга установлено, что депутаты представительного органа МО осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной могут работать не более 10 процентов депутатов муниципального совета, а если совет состоит менее чем из 10 человек, то только кто-то один. Единственным получателем законного оклада оказывается, как правило, глава совета. А рядовым муниципального фронта положена лишь компенсация «в связи с осуществлением ими своего мандата». Но этих денег может хватить разве что на канцелярские принадлежности: компенсация не превышает 12 расчетных единиц в год, а расчетная единица в Петербурге - 1080 рублей. Поэтому депутатство многие муниципалы совмещают с преподаванием, бизнесом или обязанностями помощников парламентариев.
Но некоторые устраиваются и поближе к местным советам и администрациям – в муниципальные учреждения, организации и предприятия. Прямого нарушения законодательства в такой практике нет, но ситуация, при которой члены муниципального совета одновременно возглавляют муниципальные предприятия, фактически сами себе назначают зарплаты, а потом сами перед собой отчитываются за потраченные деньги, не может считаться нормальной.
По подсчетам депутата муниципального совета Финляндского округа Кирилла Страхова, таких деятелей в городе сравнительно немного - порядка 117 человек. Цифра была получена им путем скрупулезного изучения депутатских «профилей» в системе ГАС-«Выборы» и сайтов муниципальных образований.
«Формы трудоустройства разные: создание муниципальных учреждений и предприятий, оформление специалистами в местных администрациях, игра с выборными должностями, как будто муниципальный депутат, занимая должность заместителя главы, секретаря совета или председателя комиссии не нарушает квоту, - говорит Страхов. – Зарплаты при этом составляют в среднем 45 - 50 тысяч».
Если подсчитать примерную сумму, в которую обходится бюджету содержание «устроенных» муниципалов, то, по самым грубым подсчетам депутата, получается порядка 70 миллионов в год. «Но при этом многие из них, получая зарплаты, ничего не делают», - говорит Страхов.
Темой муниципальных казенных учреждений занимается и команда депутата ЗакСа Максима Резника. В конце 2013 года вопросом муниципальных кормушек заинтересовался глава петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев. Он обратился к петербургскому парламенту с предложением присмотреться к проблеме и решить ее на законодательном уровне. Тогда положительный ответ на это предложение дал только Резник. Депутат планирует написать законопроект, который ограничит муниципалов в возможности устраиваться на работу в муниципальных учреждениях.
«Мы обратились в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, полагая, что муниципальные учреждения должны регистрировать свои лицевые счета именно там, - говорит депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев. – Пришел ответ о 28 муниципальных казенных и бюджетных учреждениях из 21 муниципального округа. И это далеко не полный перечень. Сведения о них по закону должны публиковаться на официальном сайте для размещения информации об учреждениях. Но о петербургских муниципальных учреждениях там информации очень мало, некоторые вообще публикуют только название учреждения, без необходимых документов. По этому поводу мы обратились в прокуратуру, ответа пока нет».
Но и в перечне муниципальных учреждений, представленном Управлением Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, можно найти примеры депутатского «трудоустройства». Так, в МО город Петергоф функционирует муниципальное казенное учреждение "Редакция газеты "Муниципальная перспектива". Ее главным редактором является депутат МО "Город Петергоф" Руслан Абасалиев. На содержание газеты в бюджете МО на 2014 год заложено 3 млн 190 тысяч рублей. Главным редактором муниципальной газеты «Владимирский округ» также является депутат муниципального совета Вера Путина, известная тем, что, по ее же заявлениям, приходится двоюродной племянницей гаранту Конституции РФ. Фонд оплаты труда газеты в 2014 году составит 1 млн 758 рублей. В редколлегии издания значится, кроме Веры Путиной еще два человека: муниципальный депутат Лариса Авдеева и Лариса Голинькова, которая депутатом не является, но, согласно выходным данным издания, является «редактором выпуска» всякий раз, когда газета выходит в свет.
Заместитель председателя фракции «Яблоко» в петербургском парламенте Борис Вишневский еще в конце минувшего года разослал в 50 из 111 муниципальных советов Санкт-Петербурга запросы с просьбой сообщить, какие муниципальные казенные учреждения действуют в округе и сколько муниципальных депутатов в них трудоустроено. В январе из МО начали приходить ответы.
Результативных не так много, зато они симптоматичны. Так, в МО "Владимирский округ" функционируют два таких учреждения: Агентство по социально-экономическому развитию МО "Владимирский округ" и Муниципальная информационно-архивная служба. Согласно бюджету МО "Владимирский округ" на 2014 год, первое учреждение получит из бюджета 14 млн 421,3 тысячи рублей, а второе - 4 млн 528,9 тысячи рублей. При этом, как говорится в официальном ответе на запрос Вишневского, из 29 сотрудников этих муниципальных учреждений депутатами являются 12 человек. При этом Агентство по социально-экономическому развитию МО "Владимирский округ" возглавляет депутат округа № 247 МО "Владимирский округ" Константин Попов, а другой депутат этого же округа Лариса Авдеева одновременно является директором Муниципальной информационно-архивной службы и секретарем муниципального совета.
«Этот муниципальный междусобойчик надо прекращать, - говорит Борис Вишневский. – Проблема даже не в том, что таким образом осваивается бюджет, а в нарушении принципа разделения властей. Эти муниципальные учреждения подконтрольны местным администрациям и выполняют близкие к ним функции. Получается, что исполнительная власть контролирует представительную: депутаты находятся на содержании. Кстати, это касается не только депутатов: в Муниципальной информационно-архивной службе по совместительству трудоустроена директор местной школы. А совместительство – это не менее 4 часов присутствия на рабочем месте в день. Не думаю, что для директора школы это реально. Кроме того, в этом же муниципальном учреждении трудится муниципальный депутат, который одновременно является директором по социально-экономическому развитию в Жилкомсервисе № 2».
«Яблочник» подал в юридический отдел ЗакСа три варианта законопроекта, запрещающего муниципальным депутатам подрабатывать в муниципальных учреждениях: в двух документах предлагалось внести изменения в петербургский закон, в одном – в федеральный. Вишневский предлагает запретить муниципальным депутатам получать какие-либо деньги, кроме компенсации (которая, как мы помним, не превышает 1080 рублей в месяц) в органах местного самоуправления своего МО и муниципальных учреждениях, предприятиях и организациях, созданных этим муниципальным образованием или органами местного самоуправления.
Положительное заключение получил только федеральный вариант (текст есть в распоряжении «Фонтанки»). Борис Вишневский предлагает досрочно прекращать полномочия депутата, если он вступил в трудовые отношения с органом местного самоуправления, то есть подписал трудовой договор, ведомость при получении зарплаты. Законопроект может быть внесен на рассмотрение петербургского парламента уже на этой неделе. Сколько времени может пройти до вступления закона в силу - в случае, если его не зарубят в первом же чтении петербургские коллеги Вишневского - рассчитать сложно. Большинство федеральных инициатив, под фанфары одобренных ЗакСом, годами ждут рассмотрения в Госдуме. Исключение составил лишь законопроект о запрете отклонений от предельных параметров строительства, также предложенный Вишневским. ЗакС одобрил его в феврале 2013 года, а в октябре он уже был принят в первом чтении нижней палатой Федерального собрания.
Отклик депутатов ЗакСа
Интересно, что на предложение Дмитрия Сухарева внести изменения в петербургское законодательство о местном самоуправлении и запретить муниципальным депутатам занимать должности в предприятиях, учрежденных местной администрацией и муниципальными советами, ответили 9 парламентариев. При этом председатель комитета по законодательству единорос Виталий Милонов переадресовал обращение Сухарева коллеге по фракции, председателю парламентской комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству Сергею Соловьеву. И точно так же поступили их однопартийцы - Андрей Васильев и председатель фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев. Соловьев же прислал пространный ответ, в котором напомнил гражданскому активисту, что на сегодняшний день более 90 МО города заключили соглашения с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга о передаче ей полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля. Также он отметил, что поднятый Сухаревым вопрос должен регулироваться федеральным законодательством, а попытки ввести какие-либо ограничения на трудоустройство муниципалов петербургскими законами «выходят за пределы компетенции законодателей Санкт-Петербурга».
Вице-спикер ЗакСа, эсер Павел Солтан пообещал вынести предложение Сухарева на совет фракции «Справедливая Россия». Глава фракции КПРФ Владимир Дмитриев ответил в том духе, что требуемый Сухаревым запрет на заработки для муниципалов ограничит их права и свободы. А если кого-то не устраивает то, как работают депутаты в его муниципалитете, то пусть на ближайших выборах отдаст свой голос за кого-то другого – например, за кандидатов от КПРФ. А вот вице-спикер петербургского парламента от «Единой России» Сергей Анденко, судя по ответу, письму Сухарева порадовался – и пообещал совместно с коллегой, главой фракции «ЛДПР» Максимом Яковлевым проблему изучить для последующей разработки федерального законопроекта.
Так что инициатив, направленных против финансового благосостояния отдельных муниципальных депутатов, может быть целых три: можно делать ставки, чей вариант встретит одобрение петербургского парламентского большинства.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»