18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
13:07 21.09.2018

Город

09.01.2014 00:40

Прозрачное метро Петербурга

В 2014 году метрополитен получит качественно новую систему безопасности. Интеллектуальная идентификация, о которой уже говорили СМИ, является лишь ее частью. Планы тотальны: на планшеты полицейским будет поступать информация за полторы секунды, рамки смогут улавливать протоны, а видеоглобальность превратит наружное наблюдение в атавизм. Пока же под Петербургом из 1500 камер лишь треть высокого разрешения, постовых на каждой станции в пять раз меньше, чем в столице, а о черных дырах знают даже карманники.

Прозрачное метро Петербурга

В 2014 году метрополитен получит качественно новую систему безопасности. Интеллектуальная идентификация, о которой уже говорили СМИ, является лишь ее частью. Планы тотальны: на планшеты полицейским будет поступать информация за полторы секунды, рамки смогут улавливать протоны, а видеоглобальность превратит наружное наблюдение в атавизм. Пока же под Петербургом из 1500 камер лишь треть высокого разрешения, постовых на каждой станции в пять раз меньше, чем в столице, а о черных дырах знают даже карманники.

В московском метро как минимум три года назад в каждом вагоне были установлены по две камеры видеонаблюдения. В вестибюлях система настроена так, что спрятаться на мониторе контролера нереально. Сотрудник столичного Ситуационного центра метрополитена может смотреть цветную картинку в режиме online.

Петербургская подземка довольствуется двумя камерами на каждом перроне (в начале и конце) да несколькими по залам. Допустим, если необходимо разглядеть человека, садящегося в четвертый вагон, то его приметы должны быть уникальны. Лучше цилиндр на голове. Согласно комментариям оперативников уголовного розыска, «все опытные карманные воры знают, где находятся так называемые черные дыры». Это места, куда камеры не могут заглянуть. Специалистам по чужому имуществу да и многим участникам футбольных группировок также известно, что эскалаторы вообще не просматриваются.

Что касается четкости изображения тех мест, которые видны на плазмах, то, когда 4 ноября прошлого года после Русского марша молодые люди на «Удельной» напали на мигранта, на изъятом в рамках уголовного дела видео отчетливо отобразились лишь цвета их курток. Как рассказал нам один из сотрудников Главного следственного управления ГУ МВД, «если бы один из впоследствии задержанных сказал бы, что на видео - не он, у нас бы не хватило доводов его опровергнуть».

По данным «Фонтанки», из 1500 установленных в метро камер только 500 имеют высокое разрешение.

Говорить же полиции метрополитена о равнозначной замене видеоконтроля полицейскими, сегодня самоуверенно. Если в Москве на ежедневное дежурство на каждой станции метро заступают пять сотрудников, то в Петербурге 67 входов и выходов охраняют 67 постовых. Согласно ведомственным инструкциям, они обязаны каждые два часа спускаться вниз для обхода. Кстати, при таком графике в 2013 году только изъятий наркотических средств увеличено на 500 (95 процентов всех правонарушений под землей), и это не считая рутинной работы. Учитывая вышеупомянутое, обращать внимание на террористические риски им банально некогда.

Любопытно, что лучше всего оборудованы камерами пикеты полиции на станциях. Прокуратура может поминутно определить происходящее внутри. Но это касается капиталистической законности, а не безопасности глобальной транспортной структуры.

Фактически, если бы не работники службы контроля метрополитена (СКМ - они узнаваемы возле турникетов по голубым рубашкам), которые успевают обращать внимание на охотничье и травматическое оружие, провозимое пассажирами, метро можно было бы считать малозащищенным.

Что касается столь шумно и иронично обсуждаемых рамок (особенно после трагедии в Волгограде), то мало кто задумывается о законе. Он устроен так, что в данное время прохождение гражданина в одиноко стоящую (и, разумеется, не при входе) рамку — дело добровольное. По информации «Фонтанки» от самих сотрудников СКМ, часто их настойчивые просьбы пройти через «детектор» оборачиваются формально верными жалобами. (Напомним, что на «Ладожской» установлена еще и аппаратура, способная просвечивать багаж).

В прошлом году «Фонтанка» публиковала результаты первых испытаний интеллектуальной системы видеонаблюдения в Петербургском метрополитене, позволяющей идентифицировать пассажиров. Тогда ООО «ТехОхранСервис» (структура известной Группы компаний «Содружество») выиграло конкурс комитета по транспорту Смольного и разработало Комплексную автоматизированную разыскную систему (КАРС). Она должна считывать изображения наших лиц и мгновенно сравнивать с фотографиями разыскиваемых, заранее заложенными в компьютер.

С октября прошлого года и поныне на станциях «Ладожская» и «Обводный канал» тестирование КАРС продолжается. По нашей информации, полицией метрополитена в новую базу данных заложено около сотни фотографий граждан, числящихся в розыске по уголовным делам. Объем же памяти системы может вместить три миллиона снимков. Такие масштабы теоретически позволят вобрать в себя всех беглых преступников в России, ближнем зарубежье, останется место и Интерполу.

Пока же сигналы о том, что под землю спустился нужный фигурант, передаются в базу Ситуационного центра петербургского метрополитена, а оперативники уголовного розыска могут с нужной им периодичностью запрашивать результаты.

- В нынешних реалиях это тоже нужно. Недавно так я узнал, что парень из Твери, которого мы хотим видеть, опять появился в городе, - объяснил нам один из собеседников в полиции.

На предновогоднем совещании с участием служащих ГУП «Метрополитен» и разработчиков программы, руководство петербургской полиции на метрополитене высказало пожелание, чтобы у каждого постового во время дежурства на станции при себе был планшет, на который мог бы поступать сигнал в случае узнавания нужного лица. Также «тревога» должна быть дублирована в дежурную часть полиции, минимизируя человеческий фактор. Как прокомментировал «Фонтанке» один из инженеров ГУПа, «это возможно, скорее всего, так и будет, расчетная скорость доставки сигнала - полторы секунды».

Любопытно отметить, что аналоги подобных систем на вооружении МВД и ФСБ есть. Это так называемый «Поток». Однако такую аппаратуру привозили в Петербург в сентябре прошлого года лишь на время G-20, устанавливали только в аэропорту Пулково, после чего сразу же увезли (очевидно, следующее появление «чуда» на несколько дней планируется на июнь 2014-го — в период Петербургского международного экономического форума).

Тем не менее, интеллектуальное распознавание в системе КАРС — не ключевой механизм безопасности. Камеры и процессоры должны быть оснащены компьютерными программами, позволяющими настраиваться на разнообразие задач. К примеру, система сама даст сигнал о предмете, который опасное время находится без движения (дистанция периода определяется заранее, например, сколько времени в среднем чемодан покоится возле пассажира до посадки на электропоезд). Размеры объекта при этом не имеют значения. Вплоть до пачки сигарет. В случае, когда вещь оказывается бесхозной, компьютер обязан будет отмотать «пленку» назад, зафиксировать внешность владельца и начать считывать его по всем направлениям движения и на разных станциях. В идеале сигнал об обнаружении должен поступить до его выхода в город, то есть на тот же планшетник полицейского на выходе.

Как пошутили в уголовном розыске, «если это заработает, непонятно, зачем надо будет стаптывать обувь наружному наблюдению — сиди, переключай камеры и наслаждайся».

Насколько нам стало известно, планируются установки и уловителей радиации. В тестовом режиме команды об опасности с таких агрегатов уже были переданы. Другое дело, что при досмотре граждан зараженных предметов не обнаружено.

Сверхэффективность новой системы должна подчиняться обыкновенной логике. Так, на данный момент в метро установлены камеры различных ведомств: МВД, ФСБ, МЧС, ГУП «Метрополитен». Разработчики пытаются объединить все видео в одно «око». А вот реакция должна будет передаваться по назначению: задымленность — в МЧС, лежащий человек — служба «03», быстро перемещающаяся толпа парней — в полицию.

К февралю испытания закончатся, будет объявлен и проведен конкурс, навряд ли какая-либо компания будет серьезно бороться с разработчиками из «ТехОхранСервиса» (тем более, что за головным офисом стоит Николай Кононов, который занимался дзюдо вместе с Владимиром Путиным и Аркадием Ротенбергом). Начнется монтаж.

К июлю планируется освободить помещения третьего отдела полиции на метрополитене на Одоевского, 29 (они переедут на Лиговский), а площади передать под мощные серверы КАРС. Таким образом, к концу года два с половиной миллиона петербуржцев, спускаясь в метро, могут оказаться либо в удивительной безопасности, либо под тотальным надзором (это вопрос взгляда на проблему).

Пока же настоящее «кино» показывают только в Ситуационном центре петербургского метрополитена и, как стало известно «Фонтанке», до введения КАРС, планируется бросить «волокно» до дежурной части полиции.

Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...