Требующие исполнения долговых обязательств Российской Федерации граждане не являются потребителями, а потому могут подавать иски к Минфину РФ только в Москве и должны платить госпошлину. Разъяснения по этому вопросу представил Верховный суд России.
Речь идет о владельцах облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственных казначейских обязательств СССР, сертификатах Сберегательного банка СССР и других ценных бумагах, выпущенных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Многие из них так и не были погашены, хотя в 1999 году уже Российская Федерация признала долг перед владельцами таких ценных бумаг, обещая выплатить его с «учетом изменения покупательной способности денежных средств» (пропорционально стоимости социальной корзины продуктов). Первоначально планировалось погасить задолженность до 2004 года, потом это срок неоднократно откладывался. Последнее решение о переносы выплат на 2016 год в феврале подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Многие владельцы таких облигаций и иных бумаг подавали иски в суд, хотя в большинстве случаев российские служители Фемиды отклоняли их требования или взыскивали порой демонстративно унизительные суммы. Например, обладателю сертификатов Сбербанка СССР на 68 тысяч советских «доперестроечных» рублей суд согласился выплатить всего 27 российских рублей.
Теперь подавать такие иски станет затруднительно и даже экономически нецелесообразно. В утвержденном 20 ноября обзоре Верховный суд России отмечает, что на отношения по взысканию за счет казны денежных средств по целевым долговым обязательствам России законодательство о защите прав потребителей не распространяется. «Такие дела подлежат рассмотрению по общим правилам территориальной подсудности ... – по месту нахождения Министерства финансов РФ, расположенного в городе Москве», – констатировала высшая инстанция. Равно как истцы, имеющие мизерную надежду получить хотя бы сотую часть требуемой суммы, обязаны будут платить госпошлину в размере до 4 процентов от суммы иска. Напомним, что общий объем задолженности по советским ценным бумагам оценивается в 25 трлн рублей.