Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Единый учебник истории учителям Петербурга не нужен

Единый учебник истории учителям Петербурга не нужен

426
Учебник истории Е. Анисимова
Источник:

Спикер петербургского ЗакСа Вячеслав Макаров в преддверии Дня учителя встретился с педагогами. Обсуждали злободневную тему – единый учебник истории. Выводы и замечания глава парламента обещал направить не только в министерство образования, но и в Российское историческое общество и в Институт всеобщей истории РАН. Обсуждение единого учебника в РИО должно пройти уже 30 октября, так что времени на то, чтобы как-то на него повлиять, осталось не много.

Спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров в преддверии Дня учителя встретился с педагогами. Обсуждали злободневную тему – единый учебник истории. Выводы и замечания Вячеслав Макаров обещал направить не только в Министерство образования, но и в руководимое Сергеем Нарышкиным Российское историческое общество и в Институт всеобщей истории РАН академику Александру Чубарьяну. Обсуждение единого учебника в РИО должно пройти уже 30 октября, так что времени на то, чтобы как-то на него повлиять, осталось не много.

В преддверии Дня учителя, который отмечается в России 5 октября, спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров встретился с рядовыми представителями профессии. Перед началом разговора педагогам показали нарезку кинохроники. Без комментариев. Под тревожно-торжественную музыку. Она начиналась с груды нацистских знамен и парада Победы на Красной площади, а заканчивалась крупным планом плачущего кандидата в президенты Владимира Путина. В этой кинохронике было много парадов, присутствовали такие вехи советской эпохи, как искусственный спутник Земли и Юрий Гагарин, Никита Хрущев, шагающий за трактором, Чара, Тында и БАМ, Олимпиада в Москве. Из новейшей истории - горящий "Белый дом" и разрушенный Грозный.

В зале присутствовали учителя истории районных школ и Суворовского училища, директора и преподаватели лицеев и гимназий. В ходе беседы выяснилось, что даже в такой аудитории нет единодушия по поводу того, нужен ли единый учебник вообще. Например, директор 56-й гимназии Майя Пильдес отметила, что очень многое в преподавании истории зависит от личности педагога. Директор гимназии подчеркнула, что учебник может быть «неважный», но «есть потрясающий учитель, и все получается».

Учитель истории гимназии №116 Сергей Букинич и вовсе спросил, а так ли нужен этот единый учебник истории. Букинич напомнил, что такой учебник в нашей стране уже был и назывался он «Кратким курсом ВКП(б)». «Удержал ли этот учебник Советский Союз в стабильном состоянии?» - вопросил учитель. Преподаватель истории из Суворовского училища Лариса Пархоменко в свою очередь заявила, что задача педагога - сформировать в учениках «личную заинтересованность граждан в государстве, а не то, что государство нуждается в личности». Директор лицея №408 Изабелла Кураченкова рассказала о том, что сегодня есть немало учебных программ, которые предполагают интегрированное преподавание истории и литературы. При этом та или иная тема изучается параллельно на разных уроках, а школьники погружаются в исторический период. Ни одна из таких программ не утверждена.

Как ни странно, жарких дискуссий об уместности тех или иных событий и личностей в едином учебнике истории не случилось. Правда, еще до начала мероприятия Вячеслав Макаров признался журналистам, что Валентина Матвиенко очень многое сделала и делает «для этого города» и спикер считает председателя Совета Федерации «выдающимся политиком и выдающимся руководителем». «Она не просто вошла в историю этого города, - сказал Вячеслав Макаров. – История еще оценит работу Валентины Ивановны Матвиенко».

Впрочем, говорили не только о учебнике, но и о наболевшем.

Учитель истории школы №78 Ольга Соболева заявила, что, по крайней мере, один вопрос можно смело снимать с обсуждения. В своих командировках по разным городам страны она опросила 81 учителя истории по поводу перехода с линейной системы преподавания на концентрическую. Дело в том, что до 1993 года историю преподавали «по порядку»: в пятом-седьмом классах изучали историю Древнего мира и Средних веков, затем переходили на историю Древней Руси и завершали обучение XX веком. Однако затем в этой системе узрели недостатки.

Например, «темное средневековье» приходилось адаптировать для младших школьников, и этот страшноватый период существования человечества навсегда оставался для них окруженным «романтическим ореолом». Концентрическая система сделала преподавание истории «непрерывным процессом»: педагоги получили возможность раз за разом возвращаться к уже пройденным в младших классах периодам истории, чтобы углублять и расширять познания своих учеников. Однако эта возможность, как оказалось, учителей истории не радует. Многие открыто заявляют, что отказ от «линейки» был большой ошибкой. «Мечтаю о возвращении на «линейку», но боюсь, что не доживу», - сказала одна из собеседниц Ольги Соболевой.

Директор гимназии № 166 Игорь Карачевцев отметил, что необходимо увеличить количество часов преподавания истории в средней школе, и поделился подозрением, что, возможно, историю XXI века, прежде чем преподавать ученикам, еще предстоит осмыслить ученым, так как ее понимания может и не быть в их сознании.

Прежде чем учителя отправились пить чай с председателем петербургского парламента, им продемонстрировали еще один сюжет. В нем петербургские старшеклассники рассказывали о том, с чего для них начинается Родина и что такое патриотизм. Показывали при этом не детей, а фасад ЗакСа, Неву и Адмиралтейство. «Меня зовут Эдвард, - говорил невидимый мальчик. – Для меня Родина начинается с моей семьи. Я хочу работать на благо своей страны. Я не патриот, но страну свою люблю». Невидимые школьники, как выяснилось, часто стесняются напрямую называть себя словом «патриот».

Подводя итоги беседы, Вячеслав Макаров обещал направить выводы и замечания учителей не только в Министерство образования, но и в руководимое Сергеем Нарышкиным Российское историческое общество и в Институт всеобщей истории РАН академику Александру Чубарьяну. Обсуждение единого учебника в РИО должно пройти уже 30 октября, так что времени на то, чтобы как-то на него повлиять, осталось не много.

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях