В Савонлинне идут последние спектакли Международного оперного фестиваля. В ночь со 2 на 3 августа кареты не станут тыквами, но сказка в средневековой крепости Олавинлинна уснёт. Ненадолго, всего на год: всемирно известный фестиваль проходит каждое лето, и каждое лето сюда приезжают звёзды Ковент-Гардена, Ла Скала, Мариинки. В этом году "Евгения Онегина" и "Бал-маскарад" представлял петербургский Михайловский театр. "Фонтанка.fi" побывала за кулисами одного из самых необычных театров в мире.
В этот вечер давали "Травиату".
За кулисами сновали костюмеры с утюгами и платьями. Стрекотала последними швами машинка. Гримёры завивали парики и клеили ресницы. Распевался хор и разыгрывался оркестр. По сцене монтировщики тащили невообразимую конструкцию. У ворот выстроилась очередь зрителей с билетами. От входа все спешили в буфет. Словом – театр.
Но этот театр – средневековая крепость Святого Олафа (Olavinlinna). И тут всё по-другому. К зрительному залу ведёт крутая винтовая лестница. Над столиками в буфете низко нависает каменный потолок. И зрители сюда идут подготовленные: не в вечерних туалетах и на каблуках, а в тёплых куртках с пледами. Очень многие едут на фестиваль в Савонлинну во второй раз, в третий, в четвёртый и знают, зачем они тут. "Макбет" или "Самсон и Далила" под открытым небом в крепости – совсем не то же самое, что в театральных интерьерах.
Сцена и зрительный зал окружены крепостными стенами. Сверху лишь натянута чёрная ткань. Не столько от дождя, сколько от финских белых ночей, иначе в зале было бы слишком светло.
– Обратите внимание на акустику: она одна из лучших в мире для оперы, – показывает на зал директор Международного оперного фестиваля в Савонлинне Ян Страндхолм (Jan Strandholm). – И атмосфера здесь чудесная, поэтому к нам приезжают артисты из многих стран и многих театров – из Метрополитен Опера, из Большого, из Ла Скала. Они говорят, что счастливы тут выступать.
На акустику в крепости больше 100 лет назад, в 1912-м, обратила внимание певица Айно Акте. С тех пор здесь стали проводить оперный фестиваль. В 30-е годы традиция прервалась, но в 1967-м её возродили, и фестиваль стал международным, сюда действительно едут солисты, режиссёры, музыканты со всего мира.
Кроме совершенной акустики у театра в крепости есть и своя закулисная специфика. Гримуборные, костюмерные, швейные и постижёрные теснятся внутри крепостной стены. Вдоль расставлены болванки с париками. Натыкаться в темноте на безликие головы, нечаянно хватая их за кудри, очень страшно.
В одном узком коридоре нашлись две ниши. И в них пристроили две стиральные машинки – одну на другую, потому что стирать костюмы тоже где-то надо, сушилку и гладильную доску. Реквизиторский цех тот и вовсе пришлось опустить в подземелье, и на его работников можно смотреть сверху – как в колодец.
По стенам расклеены бумажки с именами и стрелками, чтобы в крепостных лабиринтах солисты могли найти свои гримёрки – закутки, разделённые перегородками и обставленные по-спартански – стул, стол и зеркало. Артистический буфет – шатры за крепостной стеной, у самой воды.
Но никогда, уверяет директор фестиваля, не было такого, чтобы мировые звёзды капризничали в Савонлинне из-за бытовых проблем.
– Никто и не ждёт, что в средневековой крепости можно создать условия, как в Метрополитен Опера, – говорит он. – Все ценят уникальность этого места, они получают удовольствие от самой атмосферы. Для многих это новый опыт выступления. К тому же длится это всего один месяц.
Сезон-2013
В этом году фестиваль начался 5 июля. Его открыли "Самсон и Далила" Сен-Санса.
– Для нас это был риск, – признаётся Ян Страндхолм. – "Самсон и Далила" – опера, которую редко ставят, и зрители не очень хорошо её знают. Но это очень красивая опера, прекрасная музыка. И нам удалось продать 12 тысяч билетов. Для финской оперы это очень хорошо. Конечно, мы заранее понимаем, на какие спектакли билеты точно будут продаваться, на какие – не очень. Но мы не хотим делать фестиваль местом, где идут только известные и хорошо продаваемые спектакли. Поэтому мы стараемся соблюдать баланс, чтобы не давать только популярные оперы – как, например, "Травиата", но ещё и рисковать.
На "Травиату" в этом году было продано 20 тысяч билетов. Кроме неё и "Самсона и Далилы" в этот сезон в Савонлинне давали "Лоэнгрина" и "Макбета". Питерский Михайловский театр привёз "Бал-маскарад" и авангардного "Евгения Онегина".
– Наш фестиваль сотрудничает с российскими театрами – с Мариинским, в этом году приезжал Михайловский, и мы бы очень хотели продолжить такую традицию, – рассказывает господин Страндхолм. – Мы обсуждали вопрос о сотрудничестве в будущем и с директором Большого театра.
Два спектакля из Петербурга, вопреки традициям фестиваля, были привозными. Но обычно приглашённые режиссёры готовят премьеры специально к сезону в Савонлинне, и эти спектакли уже считаются продукцией фестиваля.
– Обычно режиссёры начинают репетировать задолго до фестиваля, а солисты приезжают и приступают к репетициям в июне, в зависимости от даты премьеры: если в середине июля, то солисты могут приехать в середине июня. Им хватает месяца, чтобы войти в новую постановку. Сначала репетиции проходят в разных концертных и театральных залах, и только за несколько дней до премьеры делают прогоны уже здесь, в крепости.
Костюмы шьют тоже специально для премьер в Савонлинне. Сейчас их скопилось столько, что пришлось выделить для хранения бывший заводской цех. Но и тут уже места начинает не хватать.
Зрители на фестиваль приезжают со всей Европы. Но больше всего, признаёт директор, – из России. И в этом году, подсчитал он, русских в Савонлинну приехало на 20 процентов больше, чем в прошлом. Хотя билеты, надо отметить, недешёвые: минимальная цена – 45 евро, максимальная – 180, а если за 280 евро, то в стоимость входят еда и напитки. При этом многие едут на несколько дней, чтобы посетить не один спектакль.
Снижать стоимость билетов фестиваль не может, потому что его бюджет, а в этом году он составил 9 миллионов евро, только на 30 процентов покрывают помощь от правительства Финляндии и пожертвования спонсоров, а на 70 процентов экономика зависит от кассовых сборов. Но в этом году организаторы придумали нововведение, которое сделало оперу в Савонлинне доступнее.
– Мы хотим, чтобы билеты были доступны как можно большему числу зрителей, а билет за 180 евро могут купить не все семьи, – объясняет директор. – Поэтому мы ввели новый тип билета – паяц-билет. Его можно купить в Интернете в любое время, даже на следующий год уже можно покупать. Этот билет стоит всего 70 евро, но он будет без места. Номер места вы узнаете только после 15 часов в день спектакля. И мы гарантируем, что это будет самое лучшее из тех мест, что останутся свободными.
Это значит, что обладатель 70-еврового билета может оказаться на местах, стоящих почти втрое дороже, потому что их, как правило, раскупают последними. Правда, паяц-билет можно купить не на все спектакли. Так, в этом году по нему нельзя было попасть на "Травиату".
"Травиата" стала хитом лета-2013 в Савонлинне. Если обычно каждый спектакль во время фестиваля дают по 4 раза, то "Травиата" шла 8 вечеров, и все при полном аншлаге.
– Но это не та традиционная "Травиата", к которой вы привыкли, – начинает готовить нас к спектаклю директор. – История в точности та же, но постановка совсем другая.
La Traviata
Даже не самый завзятый меломан одну-две мелодии из "Травиаты" напоёт. А в Савонлинне зритель бывает искушённый, так что оперу многие знали на зубок. И их, как предупреждал директор, ждал сюрприз.
"Травиату" для фестиваля в Савонлинне ставил Мариуш Трелинский, художественный директор Национального театра в Варшаве. В 90-е годы он был известен как кинорежиссёр. Не знаю, как его "Пиковая дама" в Берлине или "Мадам Баттерфляй" у нас в Мариинке, но "Травиата", поставленная для фестиваля в Савонлинне, – это, скорее, не опера, а фильм-опера.
На сцене – обстановка ночного клуба. Называется клуб Traviata. Это больше не профессия главной героини, а название кабака, где пляшет кордебалет и тусуется "золотая молодёжь".
Виолетту Валери мы знаем как измождённую чахоткой благородную куртизанку с камелиями. А тут, в первом акте, она – кафешантанная певичка, эдакая пышнотелая вульгарная пэтэушница. Она поёт в своём клубе, и в неё влюбляется милый интеллигентный мальчик, чистый ботан, Альфред Жермон. В общем, тем, кто знает, что будет дальше, становится понятно, почему во втором акте отец, Жорж Жермон, придёт в ужас от того, что ребёнок из хорошей семьи попал в лапы к стерве.
Всё происходит под музыку Верди, главные партии исполняют солистка Метрополитен Опера Дженифер Рули и солист Вроцлавского театра Павло Толстой, Виолетта выдаёт немыслимые оперные фиоритуры, но… Но постановка такая динамичная, даже кинематографичная, что забываешь о том, что она – опера. Это – кино! И неожиданный поворот в характерах героев плюс атмосфера кафешантана к концу первого акта создают ощущение, что нам преподносят "Сильву". Только с плохим концом (все знают, что в третьем акте героине придётся умереть).
Но любовь, как, видимо, хотел сказать Трелинский, делает такие чудеса, что Виолетта уже во втором акте облагораживается до уровня самоотверженной героини. И как и полагается по сюжету, жертвует собой ради любимого. По просьбе его отца. При этом киношное ощущение так и не оставляет вас до самого конца. Так что "Травиата" в Савонлинне – это опера, которую надо не только слушать, но и смотреть. Причём на одном дыхании.
– Господин Трелинский относится к постановке оперы не так, как другие режиссёры, – объясняет директор фестиваля. – Он ставит движение на сцене для каждого артиста. Это касается даже артистов хора.
Хор в савонлиннской "Травиате" потрясающий. Можно сказать – в прямом смысле: когда он распевался перед спектаклем, казалось, что сотрясаются стены крепости. Хор состоит из сотни человек, которые служат в разных театрах и музыкальных учреждениях Финляндии, но 6 раз в году собираются на сводные репетиции в Хельсинки. И все 100 человек в "Травиате" поют.
– Господин Трелински хотел, чтобы на сцене присутствовали не больше 50 человек из хора, – уточняет директор фестиваля. – Но все остальные тоже поют, только за сценой.
Заканчивается история ночного бара Trviata печально: певица Виолетта перестаёт в нём выступать, сначала из-за любви, потом из-за туберкулёза – и он разоряется. Буквы наверху падают. Виолетта, к которой в последний момент возвращается Альфред и у которой просит прощения его папаша, умирает счастливая. По столу посреди сцены ходит кордебалет в белых перьях. Это всё.
Говорят, что в будущем году похожее потрясение ожидает тех, кто приедет в Савонлинну послушать "Кармен".