Легенда об автомобильных номерах узнаваемых, но никчемных серий за многие тысячи рублей оказалась правдой и подтверждена документально. Четверть миллиона запросили в филиале МРЭО за три одинаковые ничего не значащие буквы, которые в релизе Следственного комитета названы «представительскими». В то же время законопроект, позволяющий любителям «симметричных» знаков легально покупать их у государства, не рассмотрен.
О том, что автомобильные номера определенных серий продаются и покупаются, известно. Сегодня озвучена точная цена номера серии О***ОО98 не из первой сотни – 250 тысяч рублей. Такую сумму получили в «коммерческом» филиале МРЭО-4 на улице Седова, дом 13, за чисто эстетическое удовольствие автомобилиста. Потому что всем на дороге, а в особенности сотрудникам дорожной полиции, этот номер говорит только об одном – о высокой платежеспособности автовладельца и готовности заплатить серьезные деньги «за красоту».
На этот раз клиент оказался не настоящий – 24 июня оперативники ГУ МВД по СЗФО провели следственный эксперимент в обособленном подразделении МРЭО-4. После высказанного пожелания «правильного номера» и обозначенной готовности платить «клиенту» на выбор предложили серии ООО, ОКО и ОМО, якобы указывающие на причастность к власти и дарующие безнаказанность. О***ОО98 обошелся в 250 тысяч рублей и уголовное дело, возбужденное по статье «посредничество во взятке».
«Красивые номера» были всегда. В Ленинграде первые 99 номеров серии ЛЕА давали индульгенцию безусловную – обком КПСС. Остальные номера ЛЕА и ЛЕГ предполагали высокую вероятность принадлежности к областному и городскому исполкомам, милиции или КГБ. Купить их тогда было вряд ли возможно. Среди водителей ходили легенды о волшебной силе номеров «с тремя нулями» обычных серий ЛД и ЛГ, владельцев которых якобы не останавливали гаишники, но это – легенды.
С наступлением эры капитализма наличие «правильного» номера на авто стало почти непременным атрибутом серьезного и уважаемого человека. Пик пришелся на конец девяностых – начало двухтысячных, с введением нового образца государственных номерных знаков с тремя буквами, тремя цифрами и регионом. Первая серия мэрии с тремя «А» и 78-м регионом разошлась мгновенно. Номера с двумя нулями действительно были закреплены за первыми лицами города, остальные – в зависимости от влиятельности и богатства. Так что скоро в руководящей серии пришлось «А» поменять на «О», чтобы государственных людей не путали с нуворишами. После этого «смольнинская» серия менялась ещё два или три раза. Не помогло тогда, не помогает и сейчас. В мае 2013 года Георгий Полтавченко, поинтересовавшись, сколько номеров из 999 полностью выданной «губернаторской» А***АА98 закреплено за ГУП «Смольнинское», узнал, что за ним числится только 400 автомобилей. Серию вновь поменяли, Смольный перешел на Н***ВВ178.
Не меньший спрос у серий, закрепленных за правоохранителями. Поведение автовладельцев часто выглядит иррационально: непонятной популярностью пользуются серии, от которых сами эти структуры давно отказались. Например, до сих пор некоторые щеголяют сочетанием О***ТТ, которое лет десять назад обозначало принадлежность к ГАИ. Уже и ГАИ то нет, а деньги за призрак продолжают платить.
С августа 2012 года распоряжением начальника ГУ МВД Сергея Умнова специальные серии и вовсе ликвидированы, номера на транспорт государственных ведомств должны выдаваться на общих основаниях, а значит, произвольных серий в порядке очередности.
В последнее время ажиотаж не то чтобы прошел. До сих пор на дорогих машинах по какому-то совпадению, несмотря на строгие приказы полицейского руководства, номерные знаки оказываются «красивые». Что у многих из тех, кто давно повесил малиновый пиджак в шкаф, вызывает ироническую улыбку. И все же количество владельцев, которые считают, что в автомобиле все должно быть прекрасно, включая госномера, остается значительным. Заметим, что под магию одинаковых букв попал и Следственный комитет, который в своем релизе сообщил, что 24 июня взятка 250 тысяч рублей была уплачена за «получение государственных регистрационных знаков представительской серии».
В соответствии с приказами и инструкциями регистрационные номера должны выдаваться строго по порядку, один за другим по сериям. Так что теоретически инспектор если и может подстроить нужный номер правильному человеку, то почти случайно и в небольших вариантах. Выручает резерв, который создается в МРЭО на случай перебоев с поставками новых госзнаков с печатающего их ООО «Буборг». Зарезервированные знаки, среди которых ненормальное количество одинаковых букв и цифр, сейчас выгребаются следователями и оперативниками в ходе обысков.
О решении проблемы говорят давно. Очевидно – раз есть спрос, а никаких преимуществ на дороге госзнаки не дают, надо их продавать. Именно так давно делают в США и странах Европы, одновременно пополняя бюджет и лишая полицию коррупционных соблазнов. В 2010 году об этом заявил возглавлявший в то время дорожную полицию Виктор Кирьянов, пообещав, что законопроект может появиться «в ближайшее время». Документ был внесен в Государственную думу почти через три года, в мае 2013-го. Группа депутатов от «Справедливой России» – Михаил Сердюк, Александр Агеев, Антон Беляков – предложили с 1 января 2014 года за определенные сочетания букв и цифр взимать госпошлину в стократном размере, то есть платить за понравившийся номер 150 тысяч рублей, но через кассу. Согласно отзыву Правового управления на этот законопроект, так как он требует внесения изменений в Налоговый кодекс, необходимо получить заключение правительства. Сведений о получении такого заключения пока нет, как нет сегодня официальной возможности заплатить за понравившееся цифры или буквы. Неофициальная – есть.
P. S. Так как деньги у «покупателя» красивых номеров получил гражданский человек, который самостоятельно не имеет полномочий по выдаче регистрационных знаков, уголовное дело возбуждено по статьям, предусматривающим ответственность за покушение на посредничество во взятке в крупном размере. Минимальное наказание за это преступление – штраф в 60-кратном размере взятки, то есть 15 миллионов рублей. Максимальное – 15 лет лишения свободы с таким же штрафом. Так как преступление не было доведено до конца, наказание не может превышать 3/4 от максимального.
Сказка о бесполезных номерах за сотни тысяч оказалась былью
ПО ТЕМЕ