Петербургский метрополитен готовится к работам по обследованию опасных зон в тоннелях, которые расположены в неблагополучных грунтах. Речь идет не только об известном размыве между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», но и о других перегонах, например между «Василеостровской» и «Гостиным двором», «Невским проспектом» и «Горьковской», а также «Спортивной» и «Адмиралтейской», по которому, кстати, запущено ночное движение поездов. Эти участки в метрополитене так и назвали - «аномальными».
Во второй половине года 15 перегонов петербургской подземки обследуют специалисты в области геомеханики. Они занимаются исследованиями процессов, происходящих в земной коре. Экспертам также предстоит оценить объем опасных подземных газов — радона и метана, которые проникают из-под земли в тоннели.
Потенциально опасными, отметим, в петербургской подземке ученые считают тоннели между станциями:
1. «Лесная» - «Площадь Мужества»
2. «Политехническая» - «Площадь Мужества»
3. «Парнас» - «Проспект Просвещения»
4. «Адмиралтейская» - «Спортивная»
5. «Черная Речка» - «Пионерская»
6.«Автово» - «Ленинский проспект»
7. «Обухово» - «Рыбацкое»
8. «Нарвская» - «Кировский завод»
9. «Ленинский проспект» - «Проспект Ветеранов»
10. «Пионерская» - «Удельная»
11. «Василеостровская» - «Гостиный двор»
12. «Невский проспект» - «Горьковская»
13. «Комендантский проспект» - «Старая Деревня»
14. «Гражданский проспект» - «Девяткино»
15. «Купчино» - «Звездная»
В «Петербургском метрополитене» отмечают, что регулярно обследуют зоны, которые считаются аномальными. Проводятся замеры тектонической активности на этих участках. И на основании прогнозов специалистов делаются рекомендации по эксплуатации тоннелей.
На участке размыва («Лесная» - «Площадь Мужества»), как сообщала «Фонтанка», принимаются более существенные меры для спасения, вплоть до консервации затопленного после событий 1995 года тоннеля.
Специалисты «Метростроя» и «Петербургского метрополитена», исследовавшие аномальные зоны, в своих работах отмечают, что неустойчивые петербургские грунты, подтачиваемые обильными грунтовыми водами (особенно в районе Невы и близ Финского залива), буквально расшатывают тоннели подземки. Они начинают двигаться вверх-вниз. И если в «спокойных» местах деформации не превышают 5 мм в год, то в аномальных - могут достигать 50 и более мм. Отсюда и появляются видимые взглядам обходчиков течи и трещины.
В целом эксперты сходятся во мнении, что проблемы городского метрополитена — чисто природный фактор. Например, тоннели, проложенные под Невой, попадают в зону старого тектонического разлома, русло которого со временем превратилось в реку. Во время повышения активности земной коры эта зона приходит в активное движение.
Считается помимо прочего, что на состояние «аномальных» тоннелей плохое влияние оказало повышение уровня грунтовых вод по всему городу. Эксперты связывают этот факт с сокращением водозабора на территории Петербурга.
Кстати, любители метро из сообщества Subwaytalk отмечают, что к аномальным зонам петербургского метрополитена можно отнести и район пересадочного узла «Сенная» - «Спасская». Метро здесь проходит в четвертичных глинистых отложениях, которые плохо приспособлены для подземных сооружений. А обилие этих сооружений дает дополнительную неустойчивость почве. Это выражается в подвижках грунта на поверхности — вздыбленности асфальта и тротуарной плитки, которую часто можно заметить на Сенной.
Пока исследования, которые специалисты проводят на опасных участках ежегодно, особых проблем не выявили. Впрочем, даже если будут обнаружены аномальные подвижки тоннелей или путей, все можно исправить, хотя на это и уходят серьезные средства. Для укрепления станций и тоннелей восстанавливаются специальные водоотводящие зонты, за обделку нагнетают состав, укрепляющий почву, усиливают также несущие конструкции станций — колонны, балки.
Работы по укреплению тоннелей на опасных перегонах ведутся регулярно. Так, в прошлом году метрополитен восстанавливал водонепроницаемость железобетонной и чугунной обделки на перегоне между «Гражданским проспектом» и «Девяткино». С 1993 по 2003 год шел ремонт гидроизоляции на участке «Черная речка» – «Пионерская», а в 2008 году такие же работы пришлось проводить на участке между «Старой Деревней» и «Комендантским проспектом». С 2008 по 2009 год из-за многочисленных течей была приостановлена работа станции «Гостиный двор». Ее «соседка» по линии – «Василеостровская» – ждет ремонта в следующем году.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"