17 июня 2013 года начнется прием заявок на концессионный конкурс по строительству 7-го и 8-го участков платной автодороги Москва - Петербург. Минтранс разработал конкурсную документацию к тендеру меньше чем через две недели с того момента, как председатель правительства распорядился ускорить строительство магистрали. Трасса должна успеть к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Согласно документации, проект которой составило Министерство транспорта, заявки от интересантов будут приниматься в Москве с 17 июня до 2 сентября 2013 года. Вскрытие конвертов с предложениями назначено на 17 февраля 2014-го. Контракт с победителем планируется заключить не позднее 1 июля 2014-го. По условиям конкурса, концессионер в течение двух месяцев после подписания контракта должен будет начать работы.
Чтобы участвовать в борьбе за тендер, компаниям предстоит внести задаток в размере 422 миллионов рублей. Эти средства послужат гарантией того, что подрядчик не откажется от исполнения контракта. 25% от гарантийной суммы победителя будут удержаны государством в счет компенсации затрат на проведение конкурса. Несложно подсчитать, что проведение тендера на два участка, таким образом, по расчетам министерства, обойдется в более чем 100 миллионов рублей.
Отметим, что конкурс проводится на право строительства сразу двух ключевых участков скоростной магистрали. Так называемые 7-й и 8-й отрезки – от Новгородской области до Петербурга. Участок близ Северной столицы – 34,2 километра – должен представлять собой шестиполосную дорогу. Остальной отрезок (более 103 километров) изначально планируется построить в четыре полосы. Но к 2030 году он также будет расширен. «Второй этап строительства, являющийся частью концессионного соглашения, предусматривает доведение пропускной способности автомобильной дороги до уровней, способных обеспечить ожидаемую интенсивность движения к 2030 году», – отмечает Минтранс.
К 2030 году на трассе также появятся дополнительные развязки: на 595-м километре на пересечении с автомобильной дорогой Луга – Павлово, на 668-м километре, а также в районе 681-го километра, на пересечении с трассой до Пулково-1.
Эти развязки дополнят те, которые планируется возвести на первом этапе стройки. Как сообщала «Фонтанка», съезды со скоростной платной трассы планируют расположить на пересечении с КАД в Московском районе Петербурга, через 35 километров от Петербурга, на пересечении с трассой А-120 «Магистральная», а также на перекрестке с автодорогой «Россия» на 545-м километре.
Минтранс также определился с финансированием проекта. Платежи, которые будет получать частный концессионер за время строительства и эксплуатации двух участков, разделены на три категории. Первая – это капитальный платеж. Максимальный объем этого транша составляет 63 миллиарда 300 миллионов рублей. Это средства, которые подрядчик будет получать в течение срока строительства магистрали. Предполагается, что в 2015-м компания сможет претендовать на 14,751 млрд рублей, в 2016-м получит 25,126 млрд рублей, в 2017-м – 23,423 млрд рублей.
Вторая часть затрат – инвестиционный платеж. Это средства, которые будут вложены частным подрядчиком в строительство автомагистрали. По планам Минтранса, сумма должна быть не меньше 63 миллиардов 488 миллионов рублей. Эти деньги, кстати, будут компенсированы компании заказчиком за время эксплуатации дороги (до 2041 года).
И третья сумма, 39,373 млрд рублей, – тот самый эксплуатационный платеж. Собственник построенной трассы (федеральные власти) берет на себя часть расходов по ее эксплуатации. Эти средства будут выплачиваться ежегодно и должны тратиться концессионером на текущий и капитальный ремонт, а также обеспечение работы автоматической системы управления дорожным движением.
Кстати, если доходы от эксплуатации дороги будут превышать установленный государством лимит, то инвестор получит «излишки» в свое распоряжение. Тариф на проезд по одному километру платной магистрали будет ежегодно утверждать госкомпания «Автодор».
Предположительно, для легковых машин стоимость проезда составит от 1,75 до 2,60 рубля за километр. Ожидается, что ежедневный автомобильный поток на этих участках трассы будет колебаться в пределах 23 - 26 тысяч машин в сутки на оживленных участках. Таким образом, доход от эксплуатации одного километра в год может составлять от 14 до 24 миллионов рублей.
До официального объявления конкурса интерес к «петербургским участкам» будущей трассы М-11 проявили структуры, подконтрольные Геннадию Тимченко. Также о заинтересованности в строительстве платного дублера автодороги «Россия» сообщил концессионер Западного скоростного диаметра группа «ВТБ».
Разработка проекта дублера трассы М-10 началась еще в 1970 году. В 2000-х реализацию проекта решили приурочить к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Сейчас построен один отрезок – транспортный обход самого пробочного места М-10 – Вышнего Волочка. Возводится дорога из Москвы до 58-го километра.
В середине мая правительство РФ утвердило распоряжение о начале строительства участка от Петербурга до Новгорода. Дмитрий Медведев заявил, что медлить с возведением магистрали нельзя. Она должна быть полностью сдана в эксплуатацию к 2018 году.