В работе общественного транспорта, с которым уже в течение года разбираются власти Ленобласти, помогут навести порядок правоохранительные структуры. Управление экономической безопасности по Петербургу и области совместно с СОБРом проверяют маршруты "Леноблпассажиравтотранса". Тщательно проверяется и финансовая деятельность бывшего гендиректора компании Романа Маслова. Другой бывший гендиректор из следственного изолятора намекает: искать нарушителей закона надо в том числе среди областных чиновников.
Самый крупный автоперевозчик Ленинградской области, ОАО "Леноблпассажиравтотранс" (ЛОПАТ), после изменений в составе владельцев, не перестал быть самой скандальной транспортной компанией 47-го региона.
После завершения всех формальностей по приобретению актива, 26 декабря 2012 года новый хозяин фирмы, он же владелец компании "Питеравто", Леонид Бондаренко, решил навести порядок в экономических документах ЛОПАТ, доставшихся ему вместе с акциями. Ничего из того, что он не ожидал в них увидеть, в бумагах не было, однако многое другое заставило обратиться за помощью в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
СОБРом по автобусам-нелегалам
Главный повод для обращения – прежнее руководство ЛОПАТ заключило договоры на выполнение транспортных услуг с субподрядчиками, в основном – с компанией "Автоком". Как писал 47News, весь год на рейсах ЛОПАТ использовало лишь 80 собственных автобусов, а 220 брало в аренду.
Впрочем, как выяснилось, "Автоком" тоже являлся промежуточным звеном в цепочке перевозчиков и в свою очередь нанял десяток подрядных организаций. Речь в основном шла о фирмах, которые таковыми назвать можно было лишь условно – у них было всего пара автобусов, владельцы, как правило, выходцы с Кавказа. Фактически господин Бондаренко получил не единое транспортное предприятие, а хаотичное образование.
Новый хозяин ЛОПАТ сразу же расторг договоры субподряда, но это не подействовало: на рейсы ежедневно выходило порядка 170 "субподрядчиков". С января этого года сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции проводили рейды по выявлению нарушений в работе транспорта в Московском, Невском, Кировском районах Санкт-Петербурга, в точках, где заканчивались межсубъектные маршруты ЛОПАТ. Было "поймано за руку" около140 водителей автобусов-нелегалов.
Последний из рейдов был совершен в среду, 6 февраля, возле станции метро "Звёздная". На этот раз УЭБовцев сопровождали сотрудники специального отряда быстрого реагирования (СОБР). Необходимость в столь серьёзном подкреплении была вызвана опытом проверки остановок в Московском районе. Владельцы автобусов, выходящих на рейс нелегально, как правило, предъявляли УЭБовцам заключённые договоры между ними и "Автокомом". После того, как им вежливо объясняли, что договоры не имеют юридической силы, а их работа незаконна, начинались угрозы в адрес сотрудников правоохранительных органов, в том числе – угрозы начальнику отдела экономической безопасности по Московскому району.
Тонкими намёками
Помимо работы "с колесами", сотрудники УЭБ продолжают работать по факту обращения в адрес ведомства Государственной транспортной лизинговой компании. Напомним, ГТЛК обратилась в октябре прошлого года в ГУЭБ с просьбой проверить ЛОПАТ, который задолжал ему по лизингу четверть миллиарда рублей. Через месяц ГТЛК попыталась отозвать свою жалобу, мотивируя это тем, что "удалось договориться". Но остановить эту "машину" оказалось не так-то просто.
"Мы же государственная контора, процесс проверки запущен", - прокомментировал упорство органов один из сотрудников УЭБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Как раз в ходе проверки этого заявления удалось выяснить, что генеральный директор и основной владелец ЛОПАТ Роман Маслов вносил на счёт предприятия как частное лицо миллионы долларов. Из соответствующих документов видно, что одна из трансакций составляла 40 миллионов рублей. При этом сотрудниками Управления установлено, что 22 из них Маслов снял наличными.
В рамках проверки сотрудники УЭБ посетили и бывшего генерального директора ЛОПАТ Юрия Гулевского, в 2011 году находившегося на этом посту около полугода. К слову, сам Гулевский с марта 2012 года арестован по решению ГСУ СК РФ по Петербургу. Он проходит по делу главы администрации посёлка Рахья Всеволожского района Александра Саморукова http://47news.ru/articles/52882/ и обвиняется по статье 291.1 УК РФ ч. 4 (посредничество во взяточничестве).
Юрий Гулевский отрицает, что имел какое-либо отношение к трансакции, о которой шла речь выше, в том числе отрицает, что ставил свою подпись на каких-либо договорах, связанных с ней. Вскоре будут проведены соответствующие почерковедческие экспертизы, которые должны подтвердить или опровергнуть его слова.
Собеседник корреспондента 47News в оперативном подразделении УФСИН по Санкт-Петербургу рассказал, что Гулевский, в связи с особенностью задаваемых ему вопросов, не ответил на ряд из них прямо, а недвусмысленно намекнул. В частности, он намекнул, что многое знает о коррупционных взаимоотношениях между руководством ЛОПАТ и чиновниками правительства Ленинградской области, вплоть до бывшего вице-губернатора.
Сотрудники правоохранительных органов не стали откровенничать с журналистами и называть какие-либо фамилии, но в правительстве Ленобласти только один вице-губернатор отвечал за транспортную тематику – Николай Пасяда. Кстати, он проходит по делу о хищении 155 миллионов рублей при проведении строительных работ. Напомним, в начале июня 2012 года в его доме и в его рабочем кабинете проходили обыски.
Корреспондент 47News поздно вечером в среду дозвонился до начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Михаила Ильина. Он так прокомментировал происходящее на транспортном рынке региона:
"Передо мной поставлена задача наладить нормальные рыночные отношения между перевозчиками, чтобы были понятны как конкретные владельцы компаний-перевозчиков, так и водители автобусов. Мы в течение месяца проводили мероприятия по проверке рейсов. Ближайшее мероприятие по компании "Леноблпассажиравтотранс", и я открыто это говорю, мои подчиненные проведут в Кировском и Тосненском районах Ленобласти. Что касается остальных перевозчиков, то ряд из них - это серьёзные компании, которые работают на рынке транспортных услуг долгие годы. Но те, кто формально выигрывает конкурсы и затем зарабатывает на бесчисленных мелких владельцах автобусов, пусть не рассчитывают, что они удержатся на плаву. Как бы это ни звучало агрессивно, но в пятницу, 1 февраля, прошло совещание, где в присутствии губернатора Александра Дрозденко, прокурора Ленобласти Германа Штадлера, полицейским (разумеется, по согласованию с начальником полиции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Константином Власовым) поставлена задача освободить город и область от транспортного хаоса".