Несовершенство механизма возмещения налога на добавленную стоимость приводит к увеличению прямых потерь бюджета, сумма которых за 2010 - 2012 годы составила около 6,5 миллиарда рублей, сообщает Счетная палата РФ.
Такие выводы ведомство сделало по итогам мониторинга эффективности администрирования возмещения НДС в 2011 - 2012 годах в целях анализа реализации задач бюджетных посланий президента РФ и основных направлений налоговой политики.
"Недостатки администрирования возмещения НДС ведут к росту расходов федерального бюджета на выплату процентов за несвоевременный возврат НДС (прямых потерь), сумма которых составила на 1 января 2011 года 2,82 миллиарда рублей, на 1 января 2012 года - 2,22 миллиарда рублей, на 1 ноября 2012 года - 1,42 миллиарда рублей", - говорится в материалах Счетной палаты.
Мониторинг эффективности администрирования возмещения НДС и анализ реализации основных задач, поставленных в бюджетных посланиях президента, программных документах органов госвласти, относящихся к указанным вопросам, показал, что задачи совершенствования администрирования НДС выполнены не в полной мере, и выявил комплекс нерешенных проблем в сфере возмещения НДС, констатируют аудиторы.
Так, увеличение доли налоговых вычетов в сумме исчисленного НДС и высокий уровень возврата на расчетные счета налогоплательщиков в общей сумме возмещаемого НДС негативно влияет на доходы федерального бюджета.
Недостатки правового регулирования вопросов администрирования возмещения НДС создают условия для свободы усмотрения участников налоговых правоотношений, для формирования противоречивой судебной практики по спорам о возмещении НДС, увеличения фактов неисполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и коррупционных рисков. Главным средством уклонения от налоговых обязательств остается использование фирм - "однодневок".
Контрольная деятельность налоговых органов по вопросам возмещения НДС недостаточно оптимизирована, указывает Счетная палата.
Как отмечают аудиторы, понятие необоснованной налоговой выгоды и деловой цели получило широкое применение в деятельности налоговых органов и в судебной практике. Однако содержание данного понятия не закреплено в законодательстве, что препятствует единообразию правового регулирования. Отсутствуют нормативно установленные критерии, разграничивающие законное уменьшение налоговых платежей и уклонение от налогообложения, также отсутствует нормативно установленная процедура проверки "деловой цели", передает РИА Новости.
Коллегия Счетной палаты решила направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.
Комментарий Федеральной налоговой службы РФ агентству "Прайм" пока получить не удалось.