Антимонопольная служба рекомендует пользователям мобильных телефонов, не желающим получать несанкционированные SMS-рассылки, самостоятельно обращаться к своим операторам. Рекомендации по противодействию нарушению закона о рекламе разработало петербургское управление надзорного ведомства.
Действующий федеральный закон «О рекламе» допускает использование сетей электросвязи для распространения рекламной информации только с согласия ее получателей, но на практике SMS-рассылки часто принудительно навязываются абонентам сотовых сетей операторами и их партнерами. Причем подключаясь к любой из работающих в Северной столице сетей, абонент дает согласие на получение SMS-рекламы. В некоторых случаях клиент может отказаться от таких рассылок, поставив «галочку» в специальном поле бланка договора.
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу указывают на организационно-технические трудности борьбы с незаконными рассылками: «Установить фактического распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях, часто не представляется возможным, в связи с отсутствием у антимонопольных органов полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности и получение персональных данных о владельцах телефонных номеров отправителей».
Поэтому в УФАС предлагают абонентам в первую очередь самостоятельно обращаться к своему оператору, в письменной форме требуя отключить несанкционированные рассылки. Такое заявление можно отправить «бумажной» почтой (электронное письмо не является надлежащим доказательством). Более надежный вариант – отнести два экземпляра в офис сотовой компании, потребовав поставить на копии отметку о получении. Только не получив в месячный срок положительного ответа, по мнению УФАС, следует подавать жалобу в надзорный орган. К ней необходимо приложить не только копию договора с оператором и поданного ему заявления, но и фотографии «рекламных сообщений с экрана мобильного телефона», а также «распечатку сообщений, полученную от оператора связи». Кроме того, абонент должен согласиться на передачу его персональных данных третьим лицам.
Однако не всегда антимонопольная служба может принять меры против нарушителей: «Как указывают операторы мобильной связи, их полномочия по отключению рассылки SMS рекламы ограничены только тем кругом лиц, с которыми заключены соответствующие договора на рассылку рекламных сообщений. В остальных случаях, включая отправку SMS через Интернет, пресечение распространения рекламы без привлечения правоохранительных органов не представляется возможным», – констатируют в УФАС. Кроме того, часто операторы распространяют рекламу под видом «полезной информации», включая ее, например, в сообщения об остатках на счету, уведомления о включении роуминга и т.д.
Напомним, что многие крупные компании связи уже не раз уличались в распространении несанкционированной рекламы. Так, доступ к абонентской базе для продвижения сомнительных лотерей своим партнерам неоднократно предоставило ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), «МТС» занималось обзвоном пользователей телефонов и т.д.