Представитель президента впервые в истории попытался дать отвод судье Конституционного суда РФ. Это произошло сегодня во время рассмотрения в КС дела о проверке на соответствие Основному закону части 5 статьи 244.6 и части 2 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса.
Авторами жалобы в Конституционный суд стали несколько граждан – экс-глава муниципального образования «Лахденпохское городское поселение» (Республика Карелия) Юрий Шардыко, житель Самарской области Александр Круглов, Виктор Мартынов из Калуги и Анатолий Маргин из Нижегородской области. Все они столкнулись с проблемами при подаче частных жалоб в суды апелляционной инстанции: эти документы рассматривались служителями Фемиды без извещения заявителей о времени и месте судебного заседания. В результате, как считают обратившиеся в КС, было нарушено их конституционное право на судебную защиту.
Идею об отводе судьи-докладчика Геннадия Жилина в самом начале заседания озвучил представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов. С его точки зрения, Жилин уже высказывал свою позицию по рассматриваемому вопросу – в 2011 году, когда КС выносил постановление по делу о проверке конституционности пункта 5 части 1 статьи 244.6 ГПК. Эта норма, напомним, позволяет судам определять, было ли нарушено право заявителя на судопроизводство в разумный срок, без проведения открытого заседания. КС признал статью конституционной и разъяснил ее толкование. Геннадий Жилин, однако, при этом выступил с особым мнением.
«В нем Жилин высказался о несовершенстве апелляционного производства с применением статей 244.6 и 333 ГПК РФ, тем самым изложив свою позицию по данному вопросу, – заявил Михаил Кротов. – Позиция судьи-докладчика может оказать влияние на формирование позиции судей, что, в свою очередь, может породить сомнение в безупречности решения КС».
Заявители, однако, ходатайство Кротова не поддержали, так же как и пленум КС. Заседание суда продолжилось в обычном порядке. Решение по делу о проверке конституционности статей 244 и 333 Гражданского процессуального кодекса будет вынесено в закрытом режиме и оглашено публично. Как правило, процедура занимает несколько недель.