Все чаще те, кто приезжает в Россию, привозят с собой семьи, своих детей, которым русский язык совершенно не знаком. Перед детьми мигрантов стоит языковой барьер, преодолеть который им не могут помочь родители.Желая исправить эту ситуацию, весной этого года петербургские волонтеры организовали уникальный проект «Дети Петербурга».
- Рамиль, кем ты хочешь стать?
- Не знаю. А ты кем работаешь?
- Я журналист. Знаешь, кто это такой?
- Тот, кто читает журналы? Тогда я тоже журналист.
Глобализация, открывшиеся границы и новые возможности ставят множество проблем перед современным обществом. Миграционный поток, который устремился в Россию из государств ближнего зарубежья — в первую очередь из Средней Азии — не только не уменьшается, но растет год от года. Часто мигранты не адаптированы к реалиям нашей страны, не знают нашей культуры и ведут себя невоспитанно. Но что делаем мы, чтобы помочь приезжим? Мы смеемся над их произношением, ошибками, но не предлагаем никакой помощи. Возможно, взрослых мигрантов, приехавших на заработки, действительно трудно обучить чему бы то ни было. Однако все чаще те, кто приезжает в Россию, привозят с собой семьи, своих детей, которым русский язык совершенно не знаком. Перед детьми мигрантов стоит языковой барьер, преодолеть который им не могут помочь родители.
Работа по интеграции трудящихся мигрантов в российское общество на детей, как правило, не распространяется. А ведь вполне возможно, что эти дети останутся в нашей стране надолго — и их проблемы повзрослеют вместе с ними.
Желая исправить эту ситуацию, весной этого года петербургские волонтеры организовали уникальный проект «Дети Петербурга». Его цель - обучение детей мигрантов русскому языку. Добровольцы помогают им осваивать лексику и грамматику русского языка, готовиться к школе, побороть страх общаться на чужом языке. Кроме этого, участники проекта знакомят ребят с окружающим миром и городом, в котором они оказались, — знакомство с культурой помогает по-настоящему полюбить и освоить незнакомый язык.
Сегодня в проекте участвуют около ста учеников, десятки преподавателей и сотни других волонтеров, помогающих справиться с самыми разными проблемами. Летом количество детей уменьшилось, но сейчас в обучающих центрах настоящий ажиотаж. Организаторы не давали никакой рекламы, но родители уже занимающихся детей сами пытаются популяризировать проект, видя отличные результаты. Все учащиеся делятся на две группы: младшая (в нее входят дети от 3 до 5 лет) и старшая (в ней занимаются дети от 6 лет и старше). В первой группе дети осваивают основы языка, учат основную лексику и алфавит. Во второй группе ребята уже готовятся к школе, учатся писать, читать, узнают более абстрактные, общие понятия. Школьники также занимаются в старшей группе и проходят то, что пропустили или не поняли на учебе. Все занятия проходят в форме игры или диалога.
Все дети сравнительно легко идут на контакт, заинтересованы в учебе, но к каждому надо постараться найти подход. Возникает несколько проблем. Во-первых, каждый ребенок самобытен, его культура отличается от нашей. Во-вторых, большинство детей не ходили ни в детский сад, ни в школу даже у себя на родине и просто не имеют представления о правилах поведения на уроке. В-третьих, немногие хорошо знают свой родной язык, и им трудно объяснить какое-то слово, они реагируют только на предмет. Например, недавно дети ходили в зоопарк, и там они выучили названия животных. Кроме того, у многих ребят в семье никто не говорит по-русски, и практиковать свои знания они могут только во время занятий. Уроки проходят два раза в неделю, по полтора часа. Группы нестабильные, так как дети не приходят на каждое занятие. По этой же причине нет определенного учебного плана: учителя проводят первые занятия под присмотром куратора, а дальше учатся друг у друга.
Несмотря на некоторую нестабильность и отсутствие четкого плана за сравнительно недолгий период существования проект добился больших успехов: родители очень переживают, что таких курсов нет для взрослых. Сейчас центр не финансируется ни одной организацией — ни коммерческой, ни государственной. А ведь с их поддержкой можно было бы увеличить количество точек, расширить круг преподавателей и улучшить техническое обеспечение. Создается впечатление, что никому, кроме волонтеров и мигрантов, это не нужно.
Юлия Пряникова Для Фонтанки.ру