Оценивая результаты преобразования милиции в полицию, министр Владимир Колокольцев констатирует: ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели к ожидаемым гражданским обществом результатам. Что в МВД предлагают нового, узнала "Фонтанка".
Реформа МВД, в ходе которой милиция стала полицией — это только первый этап, причем неудачный. В соответствии с «Дорожной картой» ведомство ждет новая реформа, в результате которой должны быть изжиты все те недостатки, которые не победила реформа предыдущая. Методы — перенос общения граждан с полицией в онлайн и приближение полицейских к народу. Не считая обычных «усилить», «активизировать» и «оптимизировать».
В региональные органы МВД проступили первые результаты работы Расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел РФ, созданной в июне 2012 года при министре Колокольцеве. Документ, в соответствии с которым планируется совершенствовать и развивать деятельность министерства, получил наименование «Дорожная карта» и содержит весьма критическую оценку первого этапа реформы.
Оценивая результаты преобразования милиции в полицию, министр Владимир Колокольцев констатирует: ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели к ожидаемым гражданским обществом результатам. Обозначив основной задачей «восстановить серьезно подорванное доверие общества», министр обозначил пять шагов, которые приблизят возглавляемое им министерство к её решению. Корреспондент «Фонтанки» изучил документ вместе с действующими сотрудниками полиции, пытаясь понять, что и как намерен изменить Владимир Колокольцев в системе органов внутренних дел.
Шаг первый — учет и оценка
В первую очередь предлагается решить две главных задачи, не решенные в ходе реформы — изменить систему учета и регистрации преступлений, а также систему оценки эффективности работы полиции. Путь борьбы с сокрытием преступлений от регистрации рабочая группа, готовившая «Дорожную карту», видит прежде всего во введении новых технических средств. Планируется введение государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), введение единого сквозного номера регистрации всех сообщений, обязательная регистрация заявлений, поступающих через Интернет. Предлагается провести эксперимент по созданию «автоматизированных постов полиции» - электронных терминалов, с помощью которых граждане смогут сообщить о преступлениях. При приеме заявлений потерпевшим должны будут помогать психологи — как штатные сотрудники МВД, так и волонтеры.
Серьезным нововведением, требующим внести принципиальные изменения в уголовно-процессуальное законодательство, может стать отказ от понятия «постановление об отказе в возбуждении уголовного дела». Как отмечают составители «Карты», каждое третье такое постановление признается прокуратурой незаконным, а тысячи сотрудников полиции, вынесших постановления неправомерно, ежегодно привлекаются к уголовной и дисциплинарной ответственности. Выход — закрепить в УПК норму, в соответствии с которой уголовное дело при наличии признаков преступления будет возбуждаться всегда. В случае, если в ходе расследования состав преступления не будет установлен, уголовное дело должно прекращаться, что не должно учитываться как отрицательный показатель в отчетности. Что делать, когда заявитель считает, что преступление было, а сотрудник полиции полагает, что оснований возбуждать дело нет, документ не объясняет.
Несмотря на то, что авторы «Дорожной карты» признают, что «объем работы для следователей и дознавателей, безусловно, увеличится», складывается впечатление, что масштаб проблемы они не осознают. В настоящее время по подавляющему большинству заявлений и сообщений о преступлениях, в которых состава преступления не усматривается, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносят участковые и оперуполномоченные. Права возбуждать и расследовать уголовные дела у этой категории сотрудников нет, а увеличить в разы штаты дознавателей и следователей министерство вряд ли предполагает.
Прямо указывая, что действующие критерии оценки деятельности подразделений МВД «заставляют сотрудников заниматься фальсификацией статистической отчетности, укрытием преступлений от учета», дестабилизируют деятельность МВД и других правоохранительных органов, «Дорожная карта» предлагает не считать негативным критерием количество зарегистрированных заявлений, а учет вести по количеству лиц, привлеченных к ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Некоторой модификации может быть подвергнута практика оценки органа МВД по сравнению результатов с печально известным АППГ (аналогичным периодом предыдущего года). Составители почитали, что сравнивать нужно, но за базу брать не прошлый год, а два-три предыдущих.
Шаг второй — оптимизация штатов
Очередной пересмотр штатов МВД — от министерства до поселковых отделений — предлагается провести, чтобы исправить ситуацию, которую ещё год назад само же МВД и создавало в ходе «первого этапа реформы». Неожиданно оказалось, что «в ряде малых городов и районов экипажи ППСП или ГНР не выезжают по звонкам в ночное время» - их там просто не осталось.
Что имеется в виду под словами «учитывая произведенное сокращение численности оперативного состава и ППС, в крупных городах приблизить наряды полиции к жилому сектору — к общественным пунктам охраны порядка. Тем самым сократить время реагирования на сообщения о преступлениях и других правонарушениях», - нормальному человеку понять невозможно. Патрульные наряды, если они есть, и так находятся на улицах среди народа, а если их нет, то нет. Как поможет переселение оперуполномоченного из кабинета в отделе полиции в опорный пункт — тоже непонятно. Настоящую проблему комментаторы «Фонтанки» видят в том, что и оперов, и патрульных просто мало.
Есть предложение «законодательно предусмотреть помощников участкового уполномоченного полиции из числа гражданских служащих субъекта Федерации и муниципальных служащих», финансирование и материально-техническое обеспечение которых возложить на соответствующие бюджеты. Что это за «помощники шерифа», каков их предполагаемый правовой статус и властные полномочия, «Дорожная карта» не раскрывает.
Предсказуемым и целесообразным выглядит проект пересмотра системы должностей руководящего аппарата полиции — предлагается объединить должности начальника органа внутренних дел и начальника полиции, что устранит непонятное усложнение в системе руководства.
Шаг третий — чистка рядов
Признавая, что антикоррупционные мероприятия первого этапа реформы не смогли в полной мере привести к ожидаемым результатам, предлагается «изменить», «исключить», «освобождаться от», «изживать», «ужесточить». Оценка деятельности руководителя отныне не должна зависеть от количества его наказанных подчинённых. В борьбе с оборотнями помогут высокие технологии - «отечественная Айскрин-технология мониторинга психофизиологического состояния сотрудников».
Шаг четвертый — открытость
Привлекать к охране порядка депутатский корпус, пересмотреть состав общественных советов, привлечь к работе правозащитников, стенды с информацией о деятельности полиции — инвентаризировать. Новейшие достижения в сфере информационных технологий — использовать.
Шаг пятый — преступления тоже надо раскрывать
Предлагается «решительно отказаться от ненужного бумаготворчества в организации оперативно-разыскной деятельности, особенно низовых оперативных подразделений полиции». Звучит хорошо, но верится с трудом — до сих пор в результате подобных начинаний объем документооборота увеличивался. Но если получится - «земельные» опера Колокольцеву в ножки поклонятся.
Ну и, разумеется, основа борьбы с преступностью — план. И не просто план, а «Единый план действий по проведению специальных комплексных операций и оперативно-профилактических мероприятий по борьбе с торговлей людьми, незаконной миграцией, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, финансированием террористических и экстремистских сообществ (организаций), предусмотренных целевыми программами и плановыми мероприятиями в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, а также в рамках сотрудничества по линии Интерпола и Европола». Организованная преступность в ужасе от одного названия, которое нормальный человек запомнить не в состоянии. Учитывая, что разрабатывать план предполагается, согласовывая его с Генпрокуратурой, СКР, ФСБ, ФТС, ФМС, ФСКН и Росфинмониторингом, срок, когда он будет принят и начнет исполняться, прогнозированию не подлежит.
Сексуальную и трудовую эксплуатацию, торговлю человеческими органами, незаконную миграцию и детскую порнографию предлагается победить созданием при МВД Межведомственной комиссии, а криминализацию экономики — разработкой проекта Государственной программы и обсуждением сего проекта на Экономическом совете при президенте.
Учитывая, что срок «проработки» новой реформы может занять от 6 месяцев до 1 года, с первыми нововведениями сотрудники полиции и защищаемые ими граждане могут столкнуться уже в 2013 году.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»