Корейский бренд KIA, еще десять лет назад производивший спартанские по виду и сомнительные по репутации автомобили, сегодня активно метит в премиум. Для нового седана KIA Optima III (ранее известного в нашей стране под именем Magentis) в качестве ориентиров служат не очевидные «одноклассники» Honda Accord, Ford Mondeo, Mazda 6, а ни много ни мало Volvo S60, BMW 3 и Audi A4. На первый взгляд амбиции корейцев выглядят смехотворно, однако на Востоке не принято обращать внимание на легкомысленных пересмешников. На Востоке принято работать, и седан Optima – живая иллюстрация этого тезиса.
Буду честен: предыдущая инкарнация этого автомобиля, седан KIA Magentis, мне совершенно не нравилась. На фоне той же «шестерки» Mazda он выглядел, что греха таить, дубово и неубедительно. Зато мог похвастать хорошим оснащением за вполне умеренную цену, и это одна из тех немногих причин, почему он пользовался спросом.
«Как яхту назовешь – так она и поплывет», – гласит народная мудрость. Представив на российском рынке новую версию своего седана D-класса под именем KIA Optima (что в переводе с латыни значит – «лучшая»), корейцы решили дать автомобилю новое имя – то самое, под которым модель уже давно зарекомендовала себя за океаном. И не просчитались: мало кто из потенциальных обладателей новинки ассоциирует ее с предшественником, слишком уж разные эти автомобили.
Многие журналисты добавили путаницы, называя KIA Optima в своих обзорах седаном бизнес-класса. Хотя по уровню оснащения, по количеству всевозможных «наворотов и прибамбасов» этот автомобиль способен конкурировать с моделями рангом выше, формально он представляет KIA в сегменте D. Бизнес-седан KIA Cadenza в Россию пока не поставляется.
Де-факто новый KIA Optima является «двойником» Hyundai Sonata – эти автомобили построены на одной платформе и имеют множество общих технических решений. Однако дизайн у KIA свой, самобытный. Постарались сразу две дизайнерские группы – немецкая и калифорнийская. Массивный щит фальшрадиаторной решетки, известный как «тигриный нос», а также «нахмуренная» передняя оптика придают физиономии автомобиля хищный вид. Одно «но» – анфас крупный седан слишком уж напоминает младших братьев – Cerato и Rio. По аналогичному пути идут сегодня и немцы – под иным ракурсом Volkswagen Polo седан не отличишь от «Пассата». Впрочем, нынешний шеф-дизайнер KIA Петер Шрайер родом как раз из Германии.
Дизайн – главный козырь новинки. Она словно хочет понравиться будущему покупателю и всячески его обольщает. Тут вам и жабры-воздухозаборники (как у спорткара, но зачем они здесь?), и купейная линия крыши а-ля «спортбэки» от Audi. На фотографиях светлый автомобиль выглядит превосходно, однако я бы посоветовал десять раз подумать, прежде чем выбрать из каталога цветов «снежно-белый перламутр» (Snow White Pearl), в который и была выкрашена тестовая машина. Не сомневаюсь, что в Калифорнии этот «колор» выглядит эффектно, однако наши дороги превращают белый в «грязный белый», что смотрится примерно так же, как слегка испачканный воротник на белоснежной сорочке. На каждый день больше подойдет черная водолазка, не правда ли?
Переместимся в салон. Едва стоит присесть за руль, как охватывает ощущение дежавю. Где же я все это видел? Ах, да – это же новый Saab 9-5, который так и не добрался до России. Как и многим другим, он знаком мне только по иллюстрациям в автомобильных журналах, но тем неожиданней это сходство. Место водителя – настоящий кокпит! И развернутая центральная консоль, и воздуходувы в форме решетки, и даже форма руля – все излюбленные саабовские приемы на своих местах! Разве что лаконичная комбинация приборов имеет две шкалы (у Сааба по традиции – три). Кто не верит – не поленитесь и найдите в поисковике пару фотографий интерьера «девять-пятого».
Конечно, салон KIA Optima – это не плагиат, а всего лишь реплика, выполненная по мотивам «скандинава». Стиль выдержан безупречно: как и положено шведской машине, каждый рычажок или шайбочка будет на своем месте, а посадка располагает к дальним поездкам. Но вот если копнуть поглубже, все уже не столь безупречно.
Все новые машины внутри пахнут по-разному. «Корейца», так же как «немца», «японца» или «француза», так или иначе выдает запах. В Optima запах не столь изысканный, как того хотели бы глаза. Кто-то пожурит корейцев еще и за жесткий пластик, но ведь экономить на материалах позволяет себе даже Mercedes. А вот что касается подгонки деталей и качества материалов – с этим в «Оптиме» полный порядок.
Дьявол прячется в деталях, и как раз детальное изучение интерьера позволяет выявить огрехи в эргономике, которых на первый взгляд вроде бы и нет. Скажем, совершенно не понравился сенсорный дисплей с навигацией. Алгоритм управления картой и поиском на новой Camry реализован не в пример лучше, к тому же экран KIA заметно бликует даже на тусклом зимнем солнце.
Плотный спортивный руль хорош – в руках лежит как влитой, к тому же позволяет управлять множеством функций, являясь чем-то вроде самолетного штурвала. Однако через полчаса понимаешь: он перегружен рычажками и кнопками, которые при активной рулежке дружно начинают мешаться. Не всем по душе придется и ручник, который, вопреки названию, на американский манер управляется ногой. Наконец, багажник – вроде просторный и вместительный (435 л), но узкий створ добавит владельцу хлопот при загрузке габаритной поклажи.
И все-таки в плане красоты и комфорта Optima без труда переигрывает большинство «одноклассников». Чтобы убедиться в этом, достаточно на пару минут пересесть в ту же Mazda 6, а затем вновь вернуться за руль KIA. Советую проделать этот несложный эксперимент каждому – дальнейшие объяснения будут излишни.
Впрочем, и KIA Optima может быть очень разной в зависимости от исполнения. Судите сами: в старших версиях предусмотрены панорамная крыша, самопарковщик, электроприводы передних сидений и подогрев руля (!). Однако «база» ощутимо скромнее. Из «обязательных» благ только двухзонный климат-контроль, подогрев передних сидений и аудиосистема с USB-разъемом.
Конечно, максимально оснащенный тестовый автомобиль рассчитан на то, чтобы демонстрировать весь имеющийся арсенал. Обилие опций впечатляет, однако если выбирать себе в конкуренты немецкую тройку или даже Volkswagen Passat, Optima слишком проста – особенно сзади. Обитатели «галерки» на фоне водителя и переднего пассажира чувствуют себя обделенными. На тесноту здесь никто не пожалуется, но из приятных бонусов только обогрев заднего дивана. Ни тебе собственного микроклимата, ни шторок, ни тем более мультимедийных комплексов. Дети в дальнем пути заскучают.
Ну ладно, не будем придираться. Все-таки автомобиль делается для того, чтобы на нем ездить, – телевизор можно посмотреть и дома. Чтобы понять, как машина ведет себя в зимних условиях, мы отправились на Шуваловский карьер – излюбленную зимнюю трассу петербургских автомобилистов. В отсутствие доступных площадок именно здесь большинство разумных автовладельцев оттачивают в феврале водительские навыки. Ну а нам компанию составил Александр Зарубин – многократный победитель различных автосоревнований и де-факто лучший картингист Петербурга.
С первых же метров в KIA Optima приятно удивляют две вещи: акустический комфорт и упругая подвеска. Седан терпеливо отрабатывает дорожную рябь и проглатывает более крупные ямы без содроганий кузова. Обратная сторона медали – Optima держится чуть менее собранно, чем немецкие «одноклассники», а руль не отличается остротой реакций.
Динамика приемлемая – 2,4-литровый атмосферник (180 л. с.) в паре с шестиступенчатым «автоматом» позволяет разменять «сотню» через 9,5 секунды. Вроде бы неплохо – быстрее, чем 200-сильная Honda Accord с АКПП, однако новая Toyota Camry с мотором сопоставимой мощности по паспорту и резвее, и экономичнее. Ну а Ford Mondeo EcoBoost с двигателем, объем которого составляет всего 2 литра, на фоне этого трио и вовсе спринтер. Почему корейцы и японцы не жалуют турбонаддув – для меня загадка. С того же объема можно было «снять» гораздо больше мощности.
В «базе» Optima предлагается с двухлитровым мотором (150 л. с.) и шестиступенчатой ручной коробкой передач – вариант для экономных, который едва ли доставит водителю хоть какие-то эмоции.
Система стабилизации KIA Optima хороша. Она не держит автомобиль в «строгом ошейнике», вмешиваясь только тогда, когда это действительно нужно. Это серьезный плюс: на других автомобилях ESP часто скорее мешает, чем помогает. Выезжая с придворовой территории, вы не сможете начать интенсивный набор скорости из-за того, что ESP грубо подтормаживает ведущие колеса, хотя разгон идет по прямой. Эта невинная шалость бортовой электроники чревата аварийной ситуацией.
Если же покинуть тесные рамки мегаполиса и переместиться на лед, картина перестает быть столь радужной. Дадим слово профессионалу:
«Оценить динамику автомобиля на льду довольно трудно, – делится впечатлениями Александр Зарубин, – колеса либо проскальзывают, либо вязнут в сетях антипробуксовочной системы. Однако по мощности запас есть – из критического угла заноса машина вытягивается газом. Жаль, что АКПП не имеет спортивного режима. С управляемостью еще сложнее – вроде бы претензий к курсовой устойчивости нет, однако под сброс газа машина и не думает уходить в занос. Это свидетельство ярко выраженной недостаточной поворачиваемости – при повороте руля автомобиль не идет за рулем, а попадает в жестокий снос. Конечно, ESP должна выручить, но не всегда и не везде. При переборе со скоростью в повороте, в особенности в зимний период, вырулить будет трудно. Впрочем, не исключаю, что виноваты шины – на шипах машина могла бы вести себя иначе».
И действительно, «липучка» Dunlop, служившая зимней «обувью» для тестовой машины, мне не понравилась. Эта резина не приспособлена не только для езды по льду, но и весьма неуверенно ведет себя на обледеневшем асфальте – выполнять всякие контраварийные штучки на «Оптиме» не тянет. Да и в целом надо признать: автомобиль по-американски ленив и не всегда поспевает за действиями водителя. Основной рынок сбыта для KIA Optima, как и для многих других седанов D класса, – США, где драйверские амбиции кладутся на алтарь комфорта. Но и у нас много ли найдется желающих дрифтить на озере зимой?
Как бы то ни было, новый cедан найдет своего покупателя, даже несмотря на немалую цену. Стоимость автомобиля начинается с отметки в 939 000 рублей – на фоне конкурентов более чем внушительно. Скажем, самая простая Mazda 6 (120 л. с.) обойдется в 759 000 рублей, а Passat c мотором 1,4 л (122 л. с.) будет стоить 908 000 рублей. Однако сопоставимые по мощности и оснащению модификации тех же машин будут гораздо дороже. А Suzuki Kizashi, который предлагается лишь с одним двигателем, даже в переднеприводной версии обойдется в 999 000 рублей. Так что при ближайшем рассмотрении ценник выглядит даже более обоснованным, чем амбиции корейцев.
Благодарим за предоставленный автомобиль автоцентр "Аврора"