В Петербурге, на сцене МДТ, начинаются пятидневные гастроли Воронежского Камерного театра, одного из ведущих театров российской провинции, если не сказать громче – одного из ведущих театров России. Воронежцы привозят четыре спектакля: «Дураки на периферии», «Циники», «Гедда Габлер», «До и после». Наш корреспондент побеседовал с режиссером этих спектаклей, создателем и бессменным худруком Воронежского Камерного театра Михаилом Бычковым о том, чем провинция лучше столицы.
– Почему именно такой выбор спектаклей?
– Это наши основные репертуарные постановки сегодняшнего дня – из числа сделанных лично мною. У нас есть в репертуаре и спектакли приглашенных режиссеров, но мы решили в этот раз их не привозить и адресоваться преимущественно к зрителям, которые знают меня как режиссера по спектаклям, поставленным мной в петербургских театрах. Возможно, им интересно: а что же я со своими-то артистами в Воронеже делаю? Так что все четыре спектакля – режиссера Бычкова. Тут не хватает в принципе из новых работ «Электры и Ореста», для меня этапного спектакля, но он технически сложноват, по декорациям, а у нас жесткие условия принимающей стороны – Малого драматического театра, на сцене которого мы играем в Петербурге, поэтому мы с «Электрой» решили не рисковать. А те четыре спектакля, которые мы привозим, – чистое театральное вещество Воронежского Камерного, это актерские спектакли, прежде всего. Главное выразительное средство в них – артисты, и через их работу, существование в разных жанрах, стилях (а они очень разные, эти все спектакли), я и выражаю свои идеи, свое отношение к миру, к тем или иным вопросам. У нас очень небольшой коллектив. Самый массовый из привозимых спектаклей – «Дураки на периферии» по пьесе Андрея Платонова, там, если не ошибаюсь, занято 12 артистов. И так как наша труппа компактна, то в четырех названиях многих наших актеров можно будет рассмотреть с разных сторон, увидеть разные грани и проявления их таланта. Вот, скажем, «Дураки на периферии» – вполне себе абсурдистская комедия, а пьеса современного немецкого автора Рональда Шиммельпфеннига «До и после» с ее холодным гиперреализмом – совсем другое дело. Там и некая кинематографичность присутствует в спектакле, и определенные элементы стиля документального театра. В общем, так: хочу показать артистов, хочу устроить себе рандеву с той публикой, которая, надеюсь, появилась у меня благодаря постановкам, которые я делал в Петербурге.
– Тут надо оговориться, что публика-то у вас в Петербурге разношерстная. Спектакли, которые вы делали в Петербурге, очень непохожи друг на друга.
– Естественно. Ну я же всё понимаю. Если меня зовет Татьяна Казакова в Театр комедии и говорит: мы уходим на ремонт, нам нужно кормить театр, – я и делаю ей развлекательный спектакль «Голодранцы и аристократы», чтобы можно было на хлебушек с маслом заработать. Главное, чтобы пьеса была хорошая и артисты были хорошие, а жанры могут быть разные. Вот говорили, что моя «Гроза» в петербургском ТЮЗе по духу платоновская – так теперь и Платонова в чистом виде можно будет посмотреть в моей постановке. Мне много предлагали постановок в Петербурге, я ставил, и это было интересно, но никогда это не был до конца я, я свободный и безответственный. Интересы заказчика всегда приходилось держать в голове.
– Вы один из авторитетнейших театральных режиссеров России, к тому же держите руку на пульсе современности, не стары, не впали в дряхлость и немочь. Вполне могли бы найти себе постоянную работу в Москве или Петербурге. Что вас держит в Воронеже?
– Я всё-таки не просто режиссер-постановщик, я создатель, строитель театра - как дома, как хранителя некой творческой идеологии, как ансамбля, как художественной программы. Я художественный руководитель. Я создавал Воронежский Камерный театр фактически на пустом месте, в очень трудные годы, но сейчас мы подошли к решающей, судьбоносной поре, когда город Воронеж начинает строить нам новое здание для нашего театра. Я свободен в Воронеже в выборе репертуара, и у меня нет проблем во взаимоотношениях со зрителем. 18 лет живет Воронежский Камерный театр, и я – не знаю, как правильно сказать – заработал, заслужил, достиг такого качества взаимоотношений со зрителем, что я ставлю то, что я хочу. У нас в театре аншлаг вне зависимости от того, какое название сегодня на афише. Всегда аншлаг. У нас идут и очень смешной «Альбом» по Аверченко, и забавный «Разбитый кувшин» фон Клейста в постановке Георга Жено, и «Калека с острова Инишман», тоже комедия, хотя и черная. Но тем не менее и подчеркнуто серьезные спектакли – и «Гедда Габлер» Ибсена, и Шиммельпфенниг, и «Циники» Мариенгофа – всегда идут при полном зале. А «Дураки на периферии» у нас сейчас просто хит, самый кассовый спектакль Воронежа. Казалось бы, тяжелый автор Платонов, да еще проявивший себя в этой пьесе как предтеча драматургии абсурда… Когда я просто сопоставляю ту творческую жизнь, которую сегодня веду в Воронежском Камерном, и неустойчивую, суетливую жизнь в столицах, с интригами, расталкиванием друг друга локтями, стрессами и пробками, перманентной занятостью артистов в сериалах, рекламе и антрепризах, тогда я понимаю свое счастье: мне комфортно в Воронеже, мне хорошо. И именно это, возможно, становится залогом наших творческих удач – мы многократно номинируемся на «Золотую маску», участвуем в престижных театральных смотрах. Вот последнее свидетельство качества нашего театра – мы попали в число десяти театров России, получающих президентские гранты. Наряду с МХТ, Александринкой, Вахтанговским, МДТ… Неплохая же компания! Открываю журнал «Форбс»: Воронежский Камерный назван в числе лучших театров России. Значит, добились мы чего-то, есть результат.
Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»
Фото: kamerny.vrn.ru
Досье «Фонтанки»
Воронежский Камерный театр, учрежден 30 марта 1993 года, является государственным, репертуарным театром, имеет стационарное помещение с залом на 100 мест и постоянную труппу из 13-ти актеров, играет около 160 спектаклей в год. Театр арендует помещение в правом крыле Дворца культуры железнодорожников. В 1995 году за создание Камерного театра и постановку спектаклей «Сторож», «Персона», «Jamais» художественный руководитель театра Михаил Бычков был удостоен Премии имени К.С. Станиславского. В 2001 году спектакль «Дядюшкин сон» был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в пяти номинациях. Лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» 2001 года стала Татьяна Кутихина за роль Москалевой. В 2002 году спектакль Камерного театра «Фрёкен Жюли» участвовал в национальном театральном фестивале «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссера – Михаил Бычков». В 2003 году на фестивале «Новая драма», проходившем в Москве, спектакль «Две маленькие пьесы» назван лучшей режиссерской работой (Михаил Бычков). В этом же году спектакль Камерного театра «Зима» был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссера». В 2011 году спектакль «Электра и Орест» участвует в фестивале «Золотая маска», будучи отмечен в 3-х номинациях.
В Петербурге Михаил Бычков поставил спектакли: «Нора» («Белый театр»), «Заговор чувств» (Театр им. Ленсовета), «Театр химер» (Театр на Литейном), «Трамвай “Желание”» («Приют Комедианта»), «Гроза» (ТЮЗ им. Брянцева), «Голодранцы и аристократы» (Театр комедии им. Акимова).
Михаил Бычков: «Открываю журнал «Форбс»: Воронежский Камерный – в числе лучших театров России. Значит, добились чего-то» (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ