Прежде, чем дать предъюбилейное интервью корреспонденту «Фонтанки», Максим Леонидов прислал список тем, на которые говорить не будет: отношения с Николаем Фоменко и участниками группы «Секрет», отношения с бывшими женами, причина отъезда в Израиль и приезда обратно, и, наконец, «как вы написали песню «Видение». И за это музыканта нельзя не уважать. Как и за то, что у него оказалось достаточно абсолютно новостных поводов для беседы. Вот, например, приезжаешь в Москву, а там в двух шагах от Тверской, прямо напротив МХТ им. Чехова висит плакат, анонсирующий премьеру мюзикла Максима Леонидова.
- Хотелось больше узнать о мюзикле, над которым вы сейчас работаете - все-таки довольно странный выбор материала — повесть Валентина Катаева «Растратчики».
- А вы повесть сами читали?
- К стыду своему, нет.
- Вкратце, время действия - 1926-27 годы. Главных героев двое. Первый - Филипп Прохоров, пожилой бухгалтер, в прошлом штабс-капитан, белая косточка, герой Порт-Артура, в лучшие времена был женат на красавице полячке, а теперь, грубо говоря, доживает, хотя в душе остается штабс-капитаном. Второй - его молодой товарищ, к которому он относится как к сыну - молоденький деревенский паренек Ванечка, кассир на том же предприятии. И они ничего не собираются воровать, но так получается, что они выпили и Филиппа Степаныча понесло - седина в бороду, бес в ребро. Потом они переживают каждый свою драму, один из них пытается повеситься, второй сходит с ума.
- После пересказа тем более непонятно, как по этой истории можно ставить мюзикл.
- Они ведь тратят деньги и делают это очень весело. Начинают в Москве, потом едут в Петербург: во Владимирский клуб, где сейчас находится Театр Ленсовета, потом на Ленфильм, где снимают фильм про царскую Россию и в ролях всех бывших - настоящие бывшие: фрейлины, придворные, которые уцелели - они надевают свои собственные старые костюмы, и за день получают три рубля. Короче говоря, это веселая и грустная история, и мне показался интересным этот контраст между безудержным весельем и человеческими трагедиями.
- А чья идея?
- Моего товарища, соавтора Александра Шаврина, московского артиста. Он является автором либретто, я делаю музыку. Мы во многом следуем сюжету пьесы, но, конечно, кое-где позволяем себе вольности. Хотя катаевский язык - он чудесный. Взять хотя бы эти речевые обороты 20-х годов, которые у Булгакова, например, часто встречаются: «Давайте мечтать за Ленинград, там мебель дешевая», «Фи, какой вы скучный муж», «Я водку не пью, я пью дамское вино «Портвейн номер 11». Чудесные вещи, которые если чувствовать язык, доставляют огромное удовольствие.
- Это, кажется, не Петербург, это Одесса, какой ее описывает Жванецкий.
- Ну да, Катаев же одессит.
- А кто в главных ролях?
- Прохорова буду играть я сам, Ванечку - Митя Волков из театра «Ленком», Зою, его любовь, будет играть Саша Волкова, сестра Мити, тоже из «Ленкома».
- И, видимо, в "Ленкоме" и будет премьера?
- Нет. Мюзикл будет поставлен в новом театре, который скоро откроется в Москве - Театр Мюзикла, так и называется. А откроется он как раз моим концертом 17-го числа. 21-го у них будет премьера первого мюзикла на этой сцене, «Времена не выбирают», на основе американских и советских песен 30-х годов: это военная любовная история американской актрисы и русского летчика.
- А в Петербурге-то «Растратчиков» можно будет увидеть?
- Мы думали об этом, разумеется. Вели переговоры с «Балтийским домом» и Театром «Буфф», но это же непростая антрепризная история. В том смысле, что нам нужно набирать отовсюду подходящие типажи на роли, балет и так далее, с труппой того же Театра «Буфф» этого не сделать. Есть еще вариант гастролей с готовым спектаклем, всей командой, это дорого и сложно, но вполне вероятно. Я все-таки надеюсь, что мы сможем привезти или поставить «Растратчиков» здесь.
- Вы празднуете юбилей в БКЗ, а до того были концерты на клубных площадках, в Jagger, например. Соскучились по большой сцене?
- Нет, клубный формат меня устраивает. И, по чести, по совести, чаще, чем раз в год, играть в «Октябрьском» я не рискую. Вот в прошлом году был концерт. Как раз вышел альбом «Дикая штучка» и на этом материале была программа.
- А свой последний альбом «Папины песни» вы не презентовали на концертах?
- Нет, презентации как таковой не было. Я записывал этот альбом не со своими музыкантами. В «Папиных песнях» очень много «меди», «деревяшек», кларнеты, гобои, саксофоны и так далее. Это хлопотно. Я и так потратил на альбом довольно крупную сумму денег, причем это же деньги, которые не возвращаются. Мне просто захотелось такой альбом выпустить, и я выпустил. Да еще заплатил всякой пятой воде на киселе. Представьте, шесть наследников Дунаевского - и с одним Максимом не было проблем. Были такие правообладатели, которые упирались, нет, не подпишем разрешение и все, а по нашему законодательству, если хоть кто-нибудь один не подписал, не имеешь права издавать. В итоге: дайте 60 тысяч рублей и подпишем. Вот так. Ты хочешь сделать подарок, в том числе и им, а они говорят - дайте нам за это денег.
- Откуда вообще появилось желание записать альбом кавер-версий советских песен?
- Мне жаль, что они как-то выпадают из поля зрения. В истории этой страны было так мало светлых вещей и так много ужаса, что, когда эти светлые вещи собираешь по капле, объединяешь в один альбом, получается яркая часть национальной идеи, которую нельзя потерять. Забывать нельзя. Я сейчас даже оставляю за скобками то, что это просто хорошая музыка. Да вот для сравнения. Род Стьюарт, который записал пять дисков American Songbook. У него же не возникало вопроса, как набрать классических номеров на пять альбомов. А для меня оказалось огромной проблемой найти 11 светлых песен, в которых бы не было упоминаний партии, родины, войны.
- Партия, родина, война — тоже составляющие идеи.
- Правильно, но мне лично не хотелось этого совсем. Мне хотелось сделать светскую пластинку. Такую комфортную танцевальную пластинку в духе медленных фокстротов. Причем ни в коем случае не джазовую. И, мне кажется, получилось.
- Вы думаете, что выход «Папиных песен» как-то вернул эти песни в поле зрения?
- В меньшей степени, чем мне бы хотелось. Но всё, что я мог сделать, я сделал. Я ее выпустил на рынок, а дальше происходят вещи, которые от меня не зависят. Я ее выложил в интернете. Хотите — качайте, слушайте.
- А кстати, вы же сыграли недавно довольно большую роль в фильме «Высоцкий». Высоцкий — это национальная идея?
- Обязательно. Безусловно.
- И как по вашему, фильм - про национальную идею?
- Нет, скорей, про человеческую трагедию, про то, что в каждом поэте сидят бесы и ангелы, и про борьбу между ними снято кино. В этом смысле, мне кажется, оно получилось. Высоцкий получился живой. Хотя я задним числом сейчас думаю, правильно ли, что Никита (сын Владимира Высоцкого, автор сценария - прим. авт.) сознательно избегал крайностей. И даже такой вполне стерильный Высоцкий вызывает массу недовольства народа, который ханжески привык ничего не видеть в черном цвете, а видеть все мягким и пушистым.
- По-моему, Высоцкий ни при каких условиях не выглядит белым и пушистым.
- Тем не менее, в этом кино он, как бы сказать, очень умеренно Высоцкий. Ну не готова наша публика к тому, чтобы про наших героев говорили правду. У нас ни про кого никогда не говорили правду до конца. У нас про президента ничего не говорят, президент шифруется в родной стране, как сказал Троицкий, - и вроде так и надо. И это ужасно. Не может быть только хорошего и только плохого. Даже в хорошем комиксе герой - не просто супергерой, у него есть трагедия: то ли он обгорел, то ли его паук укусил, то ли у него родителей убили.
- Тем не менее герои Америки, все вот эти супермены сотоварищи, - они же все добрые справедливые и идеальные и дети на этих персонажах прекрасно воспитываются.
- А мы не можем повторять за американцами, у нас другая история и в корне другой менталитет. Понимаете, мы не наскребем на пять альбомов песен про брызги шампанского. Мы в крови и дерьме сидели в то время, когда в Америке творил Гершвин.
- На концертах не играете «Папины песни»? Студийная запись для себя?
- Для себя, для тебя, для всех.
- К слову о концертах, недавно юбилей рок-клуба был, почему вы не выступали там?
- Нас не было, к сожалению, в городе, а то бы сыграли, конечно, это весело.
- Ну, не только же в веселье дело. Антон Адасинский (вокалист группы АВИА, театральный и киноактер, - Прим. авт.) говорил мне перед концертом, что старожилы в честь юбилея рок-клуба выходят на сцену, чтобы показать молодым, что ничего нового не придумано, а в 80-х была действительно настоящая самобытная музыка.
- Я против того, что нужно выходить на сцену, чтобы кому-то что-то доказать. Отдавать отчет, зачем ты выходишь на сцену, конечно, нужно. Но не затем, чтобы высказать, мол, мы вам покажем, какие мы были классные перцы, и как мы умеем играть.
- А вы зачем выходите на сцену?
- А это рефлекторно - спустя столько лет, не могу не выходить. Помимо того, что это моя работа, и я зарабатываю так деньги для семьи, мне кажется, для меня это самый простой путь делиться тем светом, который есть внутри меня. Есть некое Дао, и уже в 50 лет понимаешь, на своем пути стоишь или нет. И слава богу, что я стою на своем. Я - мастер выхождения на сцену. Это мое дао. Этим я и занимаюсь.
Михаил Рудин, «Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-младший
Максим Леонидов: «У нас ни про кого не говорят правду, президент шифруется в родной стране, как сказал Троицкий, - и вроде так и надо» (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ