Шведский автопроизводитель легендарных автомобилей Saab признан банкротом. Соответствующее решение суда было вынесено вечером в понедельник, 19 декабря, на основании заявления от владельца бренда, компании Swedish Automobile. Почти 75-летнюю историю марки изучал корреспондент «Водителя Петербурга».
В 1937 году была основана компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget - Swedish Airplane Company, основным предназначением которой являлась работа на шведские ВВС. Для нужд армии SAAB наладил выпуск истребителей и бомбардировщиков и достиг довольно серьезных успехов в этом нелегком деле.
После войны конструкторы компании перенаправили свои силы на разработку автомобиля. Под руководством Гунара Лунгстрема авиаинженеры выпустили опытный образец марки - модель 92.001. Пользующийся популярностью в те годы особо малый класс автомобиля обеспечил ему предсказуемый успех, а оригинальный дизайн не позволил затеряться в толпе - инженеры создали кузов, напоминающий крыло самолета. Коэффициент его аэродинамического сопротивления достигал рекордных для того времени Сх=0,33.
Спустя три года работы совместно с компанией «Сикстен Сасон» в серию пошел доработанный автомобиль Saab 92. Примечательно, что индекс последнего самолета шведского производителя был 91. За 7 лет серийного выпуска по миру разбежались около 20 тысяч этих «глазастых» машин.
Следующая генерация модели, Saab 93, щеголяла усовершенствованным трехцилиндровым двигателем, новой трансмиссией и бескамерными шинами. Дизайн кузова так же «подтянули», избавив его от потенциально опасных «дверей-самоубийц». Эту машину саабовцы выпускали до 1960 года.
Тема спорта впервые затронула умы инженеров-авиаконструкторов в 1956 году. Именно тогда тиражом всего в 6 экземпляров был выпущен Saab Sonett, который при массе 500 килограммов и мощности двигателя в 57,6 л. с. развивал скорость до 160 км/час.
С 1959 года дела у компании пошли в гору: сначала появился очень удачный универсал Saab 95, а затем успех укрепил автомобиль Saab 96. Последний, кстати, завоевал множество наград во многих ралли, среди которых британский этап чемпионата мира и ралли Монте-Карло. Всего за период с 1960 по 1980 год было продано около 547 тысяч экземпляров таких машин.
Спортивные достижения явили миру следующее поколение Saab Sonett II (Saab 97). Мировой дебют состоялся весной 1966 года в Женеве и Нью-Йорке. Кузов автомобиля изготовили из стекловолокна. Уже 22 ноября 1967 года компания показала новый Saab 99. Самый безопасный на то время автомобиль среднего класса мог похвастаться дисковыми тормозами всех колес, 3-точечными ремнями безопасности, травмобезопасной рулевой колонкой и подголовниками.
Уже в 1973 году Saab выпустил усовершенствованную версию модели 99 под названием Combi Coupe. Теперь уместиться в автомобиле с комфортом могла большая семья. А чтобы главе семейства не было скучно за рулем, уже в 1976 году саабовцы выпускают Saab 99 Turbo. Турбонаддувный мотор производит настоящий фурор на рынке, и компания надолго стала законодателем мод в двигателестроении.
В 1978 году появился хетчбэк Saab 900 сразу в двух версиях, с тремя и пятью дверями. Спустя два года модельный ряд дополнили версией седан. В 1983 году был представлен Saab 900 Turbo 16S с первым в истории 16-клапанным турбомотором. Эта модификация известна также под именем Aero. В 1984 году компания впервые заглянула в класс премиум, представив Saab 9000 Turbo. А в 1986 году шведские инженеры впервые выпустили с конвейера кабриолет Saab 900 Convertible.
В 1990 году, в результате реструктуризации отделения Saab Car, по 50% акций получают General Motors и теперь уже независимая Saab Automobile AB. И уже в 1993 году с конвейера сошел первый Saab 900 нового поколения. На тот момент автомобиль имел высочайший уровень безопасности, который обеспечивали задние 3-точечные ремни, а также система защиты салона от боковых ударов.
Уже в 1997 году флагманский Saab 9000 ушел на покой, уступив место модели 9-5. А младшую девятисотку в 1998 году заменил новый Saab 9-3. В течение нескольких лет инженеры вносили изменения, ставили новые двигатели, в том числе дизельные, а также разработали кузов универсал для модели 9-5. И уже в 2002 году «девять-пять» переживает рестайлинг, который собрал в себе более 1200 изменений в конструкции. В том же году компания представляет принципиально новый 9-3 Sport Sedan, а через год - кабриолет. В 2005 году у младшего в линейке появляется кузов универсал.
При этом с 2000 года компания Saab перешла в собственность корпорации General Motors, однако ее маркетологам не удалось удержать марку на плаву. Уже в 2008 году американцы объявили о возможной продаже шведского автопроизводителя.
И хотя многие бренды со всего мира были готовы к покупке, приоритет был отдан голландскому производителю суперкаров Spyker. Сделка по продаже была завершена 23 февраля 2010 года, однако конвейер Saab'a встал из-за долгов уже в апреле 2011 года.
Дальнейшие попытки вернуть марку в строй так и не увенчались успехом. Шведские автомобили собирались производить в Китае, однако правительство КНР не одобрило эту сделку. Договориться с другими китайскими компаниями не дали в Generals Motors.
20 декабря 2011 года глава Swedish Automobile Виктор Мюллер заявил на пресс-конференции, что именно этот отказ GM стал причиной подачи в суд заявления о банкротстве. «Это был последний гвоздь в гроб прекрасной компании», - прокомментировал Мюллер решение американцев спустя несколько часов после того, как заявление было отдано в суд.
Saab'a больше нет (фото)
ПО ТЕМЕ