Для освоения энергоресурсов арктического шельфа в будущем потребуется построить более десятка ледоколов и около 300 грузовых судов, сообщил министр экономики Финляндии Юри Хякямиес во время встречи в Хельсинки с российским министром промышленности и торговли Виктором Христенко.
Строить эти корабли Россия и Финляндия планируют совместно, и для этого в Хельсинки подписан меморандум о сотрудничестве в области судостроительной промышленности и морской техники между Минпромторгом России и министерством занятости и экономического развития Финляндии.
Документ ставит целью "содействие осуществлению совместных проектов в области судостроительной промышленности и морской техники для арктических регионов между научно-исследовательскими институтами, технологическими центрами и компаниями государств-сторон". Речь идет о совместных продуктах для арктических регионов, в том числе об исследовательской и проектной деятельности.
Сотрудничество, как следует из текста меморандума, будет развиваться за счет содействия развитию взаимодействия между НИИ, технологическими центрами и компаниями "путем улучшения предпосылок их работы и осуществления пилотных и инвестиционных проектов". Документ предполагает также "обмен информацией о техническом развитии, экономической роли, а также прогнозах и стратегиях в области судостроительной промышленности и морской техники для арктических регионов". Такой обмен планируется в форме семинаров, конференций и учебных программ.
Не реже одного раза в год по очереди в России и Финляндии будет собираться двусторонняя рабочая группа по судостроению, которая будет подводить итоги работы и вырабатывать новые меры.
По словам Виктора Христенко, "судостроение является, с одной стороны, традиционной, с другой - существенно обновленной страницей сотрудничества". Министр напомнил, что в России принята национальная стратегия развития судостроения, и один из ее элементов - "выход на стратегических партнеров, способных создавать новое, инновационное "лицо" российского судостроения и совместно создавать продукты, с которыми выходить на международный рынок". Приоритетным, по словам министра, является арктический регион. Именно сюда будет направляться основной объем новых технологических решений в судостроении, а основным рынком для судостроительной продукции станут работы по освоению шельфа. "Это длинная технологическая цепочка, связанная с особыми условиями и особой интеллектуальной составляющей", - подчеркнул Виктор Христенко.
На встрече российского и финского министров были озвучены данные о двух крупных контрактах, полученных из России компанией Arctech Helsinki Shipyard: в 2012 - 2013 гг. на этой верфи по заказу российского Минтранса будет построен многофункциональный инновационный ледокол, который планируется использовать в спасательных операциях и при ликвидации разливов нефти. Стоимость этого проекта - 76 миллионов евро. Контракт на строительство второго корабля - рыболовецкого траулера с ледокольными функциями, способного раскалывать лед толщиной до 1,2 метра, - будет подписан в первом квартале 2012 года.