Конституционный суд РФ признал не соответствующей Основному закону страны норму закона, определяющую правила назначения домашнего ареста (статья 107 УПК РФ).
Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе КС, гражданин Федин содержался в СИЗО по обвинению в мошенничестве и участии в преступном сообществе (статьи 159, часть 4, и 210, части 2 и 3, УК РФ). По истечении предельного срока содержания под стражей (18 месяцев) мера пресечения была заменена на домашний арест. Тот обратился с жалобой в КС.
В своем постановлении № 27 от 6 декабря Конституционный суд отметил, что домашний арест предполагает нахождение гражданина в изоляции и невозможность свободной реализации им своих прав. Исходя из этого к нему применимы общие принципы, относящиеся к лишению свободы. В частности, эта мера не может быть назначена на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод.
В то же время в УПК РФ не установлены срок домашнего ареста, порядок его установления, продления, а также его предельная продолжительность. Сложившаяся же правоприменительная практика не ограничивает срок применения домашнего ареста. Не исключается возможность, что он будет превышать срок наказания, назначаемого судом за соответствующее преступление.
Исходя из этого статья 107 УПК РФ, определяющая правила назначения домашнего ареста, в силу своей неопределённости порождает противоречивую правоприменительную практику и снижает гарантии судебной защиты. Таким образом, она противоречит Конституции Российской Федерации.
Федеральному законодателю следует установить правила назначения и продления домашнего ареста, а также его предельную продолжительность, которые бы обеспечивали эффективный судебный контроль. Впредь до внесения соответствующих изменений предельный срок нахождения под домашним арестом, а также под стражей и домашним арестом не может превышать 18 месяцев. Назначение домашнего ареста и продление его сроков должны осуществляться по правилам статьи 109 УПК РФ, регулирующей содержание под стражей.