Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Движение по-американски: свободное даже от музыки (фото)

Движение по-американски: свободное даже от музыки (фото)

427

В Михайловском театре прошли двухдневные гастроли «Hubbard street dance Chicago», известной американской компании современного танца. Ее пригласил в Петербург глава Михайловского балета Начо Дуато, который в свое время работал с этой труппой и поставил в там несколько произведений. И самое интересное в этих гастролях то, что они включают нас в контекст повседневного художественного процесса Америки: это спектакль сегодняшнего дня, самый новый, каким его только что видели американские зрители.

«Хаббард стрит дэнс» – компания обычного для Запада типа, мобильная и живая, с репертуаром, состоящим из коротких произведений, которые можно исполнять по три за вечер. За три десятилетия существования труппы с ней работало более полусотни хореографов, в том числе такие величины в мире танца, как Форсайт, Килиан, Твайла Тарп и Боб Фосс, автор фильма «Кабаре», который был профессионалом в танце еще раньше, чем в кино. Работа компании ориентирована на гастрольный образ жизни (на своем сайте они с гордостью пишут, что танцуют в 44 городах и 19 странах). То есть, из оформления – костюмы и свет, и, по возможности, никаких декораций. А это значит – танец, танец и ничего кроме танца. Такую программу из трех чисто танцевальных балетов привезли они и к нам. Причем все это премьеры нынешнего года: два балета созданы специально для «Хаббард стрит дэнс», а один перенесен из труппы крупнейшего хореографа Элвина Эйли. (Вероятно, именно ради новизны заявленная ранее прошлогодняя постановка Иржи Килиана и была в последний момент заменена балетом Твайлы Тарп – самой свежей новинкой, поставленной в прошлом месяце).

Сцена из балета Твайлы Тарп "Скарлатти"



Твайла Тарп – одна из самых заметных фигур в «современном танце» последнего полувека. Широко известен и израильтянин Охад Нахарин (Нагарин), который возглавляет труппу «Бат-Шева», созданную в свое время классиком американского modern dance Мартой Грэм. Третий автор в программе – темнокожий Алонсо Кинг, работавший и у Бежара, и у Элвина Эйли, и в Джоффри-балле, а теперь возглавляющий собственную труппу в Сан-Франциско. Все трое разные, но работы двоих последних обнаруживают общие тенденции, как только между ними оказывается вставлен балет Твайлы Тарп, противостоящей им своей легкостью, женственностью, веселостью и музыкальностью. Не то, что бы Кинг с Нахарином топорно обращались с музыкой – не о том речь. Но у обоих соотношение движения и музыки принципиально другое, нежели у Твайлы Тарп, которая на их фоне кажется прозрачнейшим классиком. Ее балет называется «Скарлатти», он и поставлен на музыку Скарлатти, изумительно ясную во всей своей барочной сложности, и совершенно нескончаемую, что хореограф, улыбаясь, и обыгрывает. Сюжетом балет не обременен, но образы возникают довольно отчетливые: ощущение свежего утра, отпуска, незримое присутствие пляжа; в танцевальном тексте на мгновение вырисовываются обрывки жанровых сценок, чтобы снова в нем раствориться – короче, каникулы какой-нибудь танцевальной студии. Но для Твайлы это прежде всего игра современного хореографа в классический танец. Хотя исполняется «Скарлатти» босиком (как известно, пуанты или их отсутствие – один из водоразделов между «балетом» и «современным танцем»), хореографический текст напичкан всевозможными балетными пируэтами, обыгрывается унисонный танец и симметричные построения, а ритмы движения совпадают с ритмами музыки, которую танец оттеняет и интерпретирует.

У Кинга и Нахарина все иначе. Рядом с легковесным каприччио Твайлы оба выглядят серьезными интеллектуальными тяжеловесами. И даже тела артистов, тех же самых, которые у Твайлы кажутся воздушными и тонкими, у Кинга, и особенно у Нахарина, становятся плотными, подчеркнуто материальными. Кстати, в отличие от балета в современном танце никакого эталона фигуры нет, и в этой труппе тоже танцовщики все разные, порой не идеального сложения; пластичность и чувство ритма важней силуэта.

Работа Кинга называется «Following the subtle current upsream», то есть что-то про восхождение против течения и про едва уловимые токи. Однако в балете ничего особо слабого и ускользающего (subtle) вроде бы нет, все, наоборот, вполне интенсивно: игра мускулов, почти спортивная телесность. И в хореографии, в общем-то, ясные структуры: мужское трио, солист, центральный дуэт, солистки и тд. А внутри этих структур, в пределах общей цельности возникают напряженные пластические диссонансы, когда каждый танцует свою партию, но контрапункта между ними нет, а разница ракурсов усугубляет несовпадение «голосов».

В балете скомбинирована музыка легендарного индуса Закира Хусейна, работающего в стиле «табла» (особый индийский барабан), и американского композитора Мигеля Фраскони, неутомимого экспериментатора, изобретателя новых звуков и новых музыкальных инструментов, давнего сотрудника Кинга (это одна из девяти их совместных работ). Понятно, что такого рода музыка будет взаимодействовать с движением по-особому. Вот хореограф и исследует неклассические отношения движения и звука: звук подложен под танец (или наложен), но танец живет сам по себе, и это особенно заметно, когда музыка гаснет, а танец продолжается.

Сходные тенденции и у Нахарина, хотя кроме специфических звуков в его спектакле («Three to Max») использована вполне традиционная музыка, от Баха до хита шестидесятых, песни американской рок-группы «The Beach Boys». (А специфические звуки – это ритмизированный счет на неопознанном языке, все время спотыкающийся и начинающийся сначала, или синхронный топот ног всей труппы, или такая странная «перкуссия», как общий щелк зубов десятка девушек, стоящих плотной группой и механически двигающих руками). Как и у Кинга, движение здесь вырвано из-под власти музыки. Даже если танец ритмически на нее ложится, энергетически он с ней не совпадет, как будто перепутали и подложили под видеоряд не тот звук. Причем здесь это даже не выразительное средство, а сама идея балета. В то же время спектакль Нахарина вполне танцевален и обладает почти гипнотической мощью. Просто мир, представленный в нем, словно разъят на фрагменты и снова сложен в некое полное энергии и силы, но довольно абсурдное целое.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Михайловского театра/Стас Левшин

Сцена из балета Алонсо Кинга "Following the subtle current upsream"
Сцена из балета Алонсо Кинга "Following the subtle current upsream"
Сцена из балета Охада Нахарина "Three to Max"
Сцена из балета Охада Нахарина "Three to Max"
1 из 4
Сцена из балета Алонсо Кинга "Following the subtle current upsream"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях